Насос ГУР гидроусилителя руля автомобиля предназначен для создания давления в рулевом механизме и обеспечения циркуляции рабочей жидкости по системе. Благодаря этому поворот руля значительно легче, что создает комфортные условия при управлении. На большинство автомобилей устанавливают насосы пластинчатого типа. Устройства долговечные при условии соблюдения инструкций по обслуживанию авто и интервалов замены масла, имеют высокий КПД, практически не подвержены преждевременному выходу из строя. Но даже с учетом этого в результате естественного износа рано или поздно понадобится ремонт насоса ГУР.
Причины поломки насоса гидроусилителя
Наиболее часто насос нуждается в ремонте по следующим причинам:
- изнашиваются шестерни и подшипники насосного вала, приводные шкивы, редукционные клапаны;
- в системе содержится недостаточный либо чрезмерный объем гидравлической жидкости;
- изношены уплотнительные кольца, из-за чего происходит утечка жидкости;
- в систему попал воздух;
- ремонт насоса рулевой рейки необходим из-за применения гидравлического масла некачественного либо неподходящей марки.
Гидроусилитель руля: что это и из чего состоит
Гидравлический усилитель руля – часть рулевого механизма, которая облегчает управление машиной при повороте, наезде на неровности дороги. Гидроусилитель снижает усилия, которые прилагает водитель на рулевое колесо во время движения. При наличии исправного гидроусилителя водителю гораздо комфортнее ездить, меньше нагрузка на руки, легче процесс парковки.
Рекомендуем: Ремонт сцепления. Ремонт дисков и главного цилиндра
Составляющие ГУР:
- Насос. Основная часть системы. Ремень, соединяющий усилитель с коленвалом, приводит в действие насос, поэтому весь механизм работает при повороте;
- Распределитель. Насос под высоким давлением подает масло в распределитель, чувствительный к уровню и степени загрязнения масла. Если рулевые тяги находятся по бокам рейки, то поршень — по центру корпуса. Может быть другой тип распределителя. Когда поршень находится сбоку, а тяги по центру рейки;
- Рулевой механизм;
- Рулевая сошка. Она же соединительная тяга. Основная часть механизма, которая выполняет функцию передачи усилия от вала сектора к продольной тяге;
- Соединительные шланги. Отвечают за циркуляцию жидкости по всему механизму. Соединяют бачок с гидравлической жидкостью с насосом, распределителем и гидроцилиндром;
- Бачок для гидравлического масла. Из бачка масла попадает во все составляющие механизма, смазывая все детали, а затем возвращается в резервуар.
Последствия езды с неисправностью
Автомобиль может осуществлять движение с неисправным насосом гидроусилителя руля и делать повороты. В этом случае необходимо учитывать, что игнорируемый или затягиваемый ремонт двухконтурных насосов ГУР приведет к возникновению более серьезных проблем. В частности, без прокачиваемого в системе масла может произойти повреждение рулевой рейки. Другие негативные последствия скажутся на самом автолюбителе, который при управлении авто будет уставать быстрее, в особенности при парковке.
Советы по эксплуатации гидроусилителя руля
Рекомендации, которые позволят увеличить ресурс использования системы ГУР:
- Всегда надо следить за уровнем смазки в бачке, при недостатке жидкость добавляется. Важно вовремя производить замену вещества и контролировать его состояние. При покупке нового масла необходимо проверять его качество на цвет и запах.
- Руль нельзя задерживать долго в крайнем левом либо правом положениях, более, чем на пять секунд. Это приводит к образованию избыточной нагрузки на насосный механизм, функционирующий без охлаждения.
- В момент, когда автомобиль ставится на стоянку, необходимо следить за тем, чтобы колеса были в прямом положении. Это позволит снизить нагрузку с системы ГУР при дальнейшем запуске силового агрегата. Особенно важно следить за этим в холодное время года, когда смазочное вещество быстро густеет.
- Нельзя затягивать с ремонтом системы. Если появляются признаки неисправности, нужно выполнять диагностику и искать причину проблемы. Эксплуатация авто с неработающим или дефектным ГУР допускается, но крайне нежелательна. Своевременный ремонт позволит устранить неисправность с меньшими финансовыми затратами.
- Всегда необходимо следить за состоянием рулевой рейки, в частности, за пыльниками и сальниками. Это позволит увеличить их ресурс эксплуатации и сэкономить деньги на дальнейшем ремонте.
- Не допускается длительное использование транспортного средства с поврежденными насосным устройством. Это станет причиной ускоренного износа и поломки распределительного механизма, а также составляющих элементов рулевой системы.
- Всегда надо следить за герметичностью ГУР. При наличии утечек выполняется полная диагностика всех мест соединений и уплотнителей. Проблемы должны быть своевременно ликвидированы.
- Периодически нужно производить диагностику натяжения приводного ремешка. Если есть необходимость, выполняется его регулировка.
- Один раз в 1-2 года нужно менять фильтр, расположенный в расширительном резервуаре.
Рекомендуем: Диагностика и ремонт автомобилей
Порядок выполнения ремонта насоса
Ремонт насоса ГУРа ZF или любой другой марки специалисты тех производят в несколько этапов:
- снятие насоса с автомобиля, визуальная оценка состояния приводных ремней, шлангов;
- мойка устройства, технический осмотр вала, рабочей пары, сальников, шкива с последующей механической чисткой этих деталей;
- проверка вала на наличие следов ржавчины, его шлифовка, при необходимости и наличии такой возможности;
- осмотр подшипников вала, редукционного клапана, рабочих насосных поверхностей;
- при обнаружении критических дефектов в указанных выше деталях они заменяются на новые;
- проверка насоса на стенде под рабочими нагрузками;
- установка агрегата на авто.
Ремонт насоса ГУРа
Поведаем вам о том, как отремонтировать насос ГУР. Но вначале расскажем о том, почему появился вопрос с ремонтом.
Руль на охлажденной автомашине в летнее и зимнее время функционирует без проблем. Но, при прогревании автомашины, конкретно в летние месяцы, руль на ХХ бывает туговатым, будто бы ГУРа вовсе нет. В зимнее время эта проблемка о себе, практически, не заявляет, но, все же бывает. Если нажать на газ, руль моментально легко повернется (конечно, не совсем хорошо и быстро). К тому же и насос не станет стучать, звенеть, течь и прочее. Масляное вещество свеженькое и хорошее (К тому же, благодаря виду реечки обновляется, в данном случае, постоянно), карданчик смазан и не заклинивает.
На лицо все признаки отсутствия продуктивности насоса ГУР с горяченьким масляным веществом на ХХ. Автор не стал себя мучить и в результате разобрался с этой проблемой. Времени ушло на все это многовато: поиск информацию во всемирной сети, изучение схемы деятельности насоса, поиск схожего описания и попытки разобрать старенький насос.
Разбираем насос ГУР
Сперва надо снять насос, оттуда сливаем всю массу (способ снятия и сливания жидкости, полагаем, знает каждый), также сзади крышечки ГУР надо раскрутить 4 болтика с помощью головки на 14.
Затем осторожно снять крышечку, стараясь не навредить прокладке (это прокладочка внутри с уплотнением из резины), в каркасе ГУР оставить часть внешнего «функционирующего элипсного цилиндра» (дальше будет цилиндр). Не пугайтесь, когда от каркаса станет отходить крышечка, даже покажется, что она будет отходить под воздействием пружинки, при обратной сборке может показаться, что она не хочет вставать на месте, но вам нужно продолжать осторожно и по очереди крутить болтики по диагонали, так все будет на местах.
Осматриваем и определяем дефекты
С большим вниманием осматриваем и запоминаем (можете сфоткать) что и как было (очень внимательно посмотрите, где положение цилиндра). Можете крутануть шкив ГУР и осторожно пинцетиком сделать проверку движения лопастей в пазах вала.
Все детали подаются легкому вытаскиванию, так как у них нет фиксирующих элементов, но ось в центре крепится жестковато, она не снимется.
Осмотреть вал с другого бока, детали (каркас ГУР и стеночка крышечки), которые прикасаются к ним, есть ли задиры, либо проточины, у данной машины все прекрасно.
Сейчас все хозяйство внутри достаем на чистенькую ветошь и изучаем его…
С большим внимаем изучаем вал, все пазы его с острыми краями со всех боков. Одна из боков торца любого паза с выраженной заточенностью внутри, это при движении лопаточки внутри паза при регулярном уклоне к этому боку сделает трудным ее ход (это укажет на плохую деятельность ГУР). Части боков пазов вала тоже острые, это почувствуете, если проведете пальчиками по разным сторонам снаружи по окружности, и еще по бокам вала в разные углы. А так вал очень хорош, никаких дефектов нет.
Устраняем дефекты насоса ГУР
Нашли поломки, сейчас приступим к их устранению.
Нам потребуется ветошь, уайтспирт, наждачка с разрешением Р1000/Р1500/Р2000, надфиль в виде треугольника, сверло на Ф12 миллиметров (либо больше) и электродрель. С валом все просто, нужны шкрочка Р1500, которой начнем чистить все краюшки пазов на валу (чистим снаружи и с боков со всех сторон) по всякому. Работать надо без особых усилий, наша задача избавиться от острых заусениц.
Первый метод.
Второй метод.
Третий метод.
Еще в придачу слегка отполируем оба бока вала на прямой поверхности, лучше пользоваться шкуркой Р2000.
После надо сделать проверку итога нашей деятельности, проверить глазами и руками, все ли хорошо гладко и нет ли зацепок.
Сложно будет с поверхностью цилиндрика, мною ничего более простого не было придумано, как из шкурки, дрели и толстенького сверла (Ф12) сделать машинку для шлифования в виде сферы. Сначала взять шкурку Р1000 и подходящее для дрели сверло.
После плотненько накручиваем шкурку против вращательных движений дрели, 2-3 оборотика, зазоров не может быть.
Держа крепко закрученную конструкцию, ее вставляем в дрель (шкурочку зажимаем также).
Затем, самым удобненьким вам методом осторожно начнем шлифовку цилиндра, делаем это ровно, цилиндр прижимаем сильно и перемешаем относительно оси вращательных движений (скорость максимальная). Как шкурка расходуется, сменяем ее, в результате дойдем до маленькой шкурки Р2000.
Первый метод.
Второй метод.
Нужный итог получен.
Сейчас все хорошенько протираем тряпкой с уайтспиртом. Вал с лопаточками сполоснем там же.
Затем начнем собирать, все ставим в порядке обратном сниманию.
Ремонт насосов в тех
Приезжайте в специализированный тех, который квалифицированно выполнит ремонт насоса ГУР в Москве для любых автомобилей. Используем специализированные инструменты, оборудование, испытательные стенды и фирменные запчасти. Работы выполняют мастера со значительным опытом, благодаря чему в нашем сервисе способны решать самые сложные технические вопросы. Уделяем большое внимание соблюдению сроков, устанавливаемых только после снятия устройства, его мойки и тщательной дефектовки. Выдаем официальную гарантию сервиса на все выполненные работы.
Цены указаны в рублях. Возможны изменения цены, уточняйте у менеджеров.
Как отремонтировать насос ГУР своими руками
Перед тем, как начать разбирать устройство, необходимо проверить, есть ли в системе воздушная пробка, которая мешает движению жидкости. Именно из-за воздушной пробки чаще всего появляются неполадки в гидравлических системах. То есть, первым делом прокачиваем ГУР. Если после этого причины не исчезли, то приступаем к демонтажу гидрача, его разборке и ремонту деталей системы.
Последовательность ремонта:
- Делаем полную очистку от грязи. При этом следить, чтобы грязь не попал в шланги.
- Снять приводной ремень.
- Сливаем масло настолько, насколько это возможно.
- Теперь надо поставить метку на валу ГУР относительно эластичной муфты (для этого придется залезть под машину). С помощью шестигранника открутить вал руля.
- Демонтируем рулевые тяги. Чтобы это сделать, надо левую сторону автомобиля приподнять домкратом и снимаем колесо. Обычно, чтобы снять тяги, надо использовать спецсъемник. Но, в данном случае сделать это можно без съемника.
- Берем торцевой ключ на 15 и ослабляем болты крепления ГУР к лонжерону. Это проделывается со стороны арки крыла. Выкручиваем 2 болта полностью, один оставляем на месте.
- Теперь, то, что осталось в шлангах, необходимо слить. Для этого подставляем разрезанную пустую канистру или другую емкость.
- Когда жидкость из шланг вытекла, надо заткнуть их тряпками.
- Теперь надо открутить оставшийся один болт. Одной рукой выкручиваем, второй — держим устройство гидрача.
- Аккуратно, не спеша вынимаем насос.
Рекомендуем: Как устранять стук в рулевой колонке — причины неисправности, разборка и ремонт
Когда насос снят, приступаем к его разборке
Сначала осматриваем, не разбит ли корпус, есть ли коррозия металла. В процессе разборки, обычно, причина поломки выясняется. Далее, разбираем на составные части насоса.
Как разобрать насос гидроусилителя руля:
- Стопорное кольцо держит подшипник. Это кольцо надо снять с помощью съемника.
- Выкрутить болты крепления задней крышки. Крышку снимают с помощью шлицевой отвертки. Снимать надо аккуратно, чтобы лопасти не вылетели и корпуса насоса.
- Кто не запоминает расположение с первого раза, тем рекомендуется взять чистые листы формата А4, сделать на них нумерацию и разложить их. В процессе разборки, детали выкладывают на эти листы в определенном порядке. Также надо запомнить, что лопасти закругленной частью потом надо установить наружу.
- Теперь надо снять пластину и детали под ней.
- После этого приступаем к снятию вала. Его надо аккуратно выбить, для этого можно использовать латуниевый молоток или резиновый, который используют мастера-плиточники.
- Со снятого вала надо выпрессовать подшипник.
- Если проблема была в подшипники, то есть, он может подклинивать, или рассыпался, или просто туго вращается, то запрессовываем новый подшипник.
- Кроме подшипника, надо проверить все детали устройства и при необходимости заменить их.
- На этом этапе, когда вышедшие из строя детали заменены, надо собрать устройство усилителя руля.