Лет тридцать назад на российских дорогах редко можно было встретить иномарку. А «Лада» с люком в крыше воспринималась большинством как признак элитарности. Сегодня точно такой же статус приписывается автомобилям, оснащённым панорамной крышей, однако постепенно такая комплектация перестает считаться экзотикой.
Строго говоря, панорамное остекление является логическим продолжением эволюции автолюков, средством расширения функционала последнего.
Если основной задачей классического люка является возможность вентиляции салона, то панорамная крыша дарит автовладельцу возможность наслаждаться ощущениями, близкими к «кабриолетным», и сточки зрения эстетики, и по уровню освещённости салона.
Особенности конструкции
Существуют три разновидности панорамных крыш:
- когда верхнее остекление является продолжением переднего, то есть лобового стекла;
- второй тип характеризуется наличием металлической перегородки, являющейся кузовным элементом и отделяющей стекло крыши от переднего/заднего остекления;
- третий вариант – это раздельная крыша, отгороженная от стёкол не кузовными перегородками, а специальной резиновой уплотнительной полосой.
Во всём остальном конструкция автомобилей с панорамной крышей не отличается от базовой комплектации. Впрочем, это не означает, что задача оснащения автомобилем этим дополнительным элементом сводится к вырезанию дырки и размещением в ней стекла с рамой.
Проектирование панорамной крыши отождествляется с начальной стадией создания автомобиля, причём наибольшее внимание уделяется вопросам безопасности. Разница между металлом и стекло – огромная, поэтому перед инженерами стоит нелёгкая задача обеспечить конструкции прочность, сравнимую с металлическим верхом. Разработки ведутся на базе многочисленных тестов, непременной составляющей которых является проверка целостности стекла при опрокидывании машины.
Как оказалось, лучших результатов удалось добиться, когда конструкция стеклянной крыши состоит из нескольких разнородных элементов, с различающимися физическими характеристиками, включая прочность. В современное панорамное остекление крыши «сэндвичного» типа нередко интегрируют фотоэлементы. Такие встроенные солнечные батареи позволяют снизить нагрузку на бортовую электросеть, которая, к слову, с каждым годом становится всё ощутимее.
Важной характеристикой верхнего стекла является способность противостоять ультрафиолету. Не будь у такой крыши защитного слоя, автомобиль в дневное время превратился бы в разжаренную печку, а с задачей охлаждения салона не смогла бы справиться самая мощная климатическая система.
Другим важным нюансом, который учитывается при разработке панорамной крыши, является способность минимизировать деформацию кузова при ДТП. Обычно крыша является неотъемлемой частью силовой структуры автомобиля и проектируется таким образом, чтобы взять на себя часть работы по гашению энергии в результате столкновений. Но металл – достаточно пластичный материал, в отличие от стекла, которое при любых ухищрениях остаётся жёстким из-за фиксированной кристаллической структуры. И если панорамное остекление занимает большую часть крыши, при ударе верхняя часть автомобиля уже не способна гасить деформацию так же, как если бы она была цельнометаллической.
Один из способов решения проблемы – проектирование стеклянной части конструкции таким образом, чтобы она как можно меньше отвечала за сопротивление деформации, делегируя эти функции на металлическую часть крыши. В этом случае удаётся частично компенсировать снижение прочности верхней части автомобиля.
Было бы ошибкой полагать, что панорамная крыша состоит исключительно из стекла. На самом деле её конструкция довольно сложна. Многие современные модели состоят из двух стеклянных панелей, которые могут сдвигаться по отношению друг к другу наподобие шкафа-купе, предоставляя возможность получения над головой открытого пространства либо в передней части машины, либо сзади.
Здесь конструкторам и автодизайнерам есть где разгуляться: разновидностей панорамных крыш существует великое множество, хотя общая схематика таких элементов практически идентична.
Схематично такая конструкция состоит из следующих элементов:
- одной или нескольких стеклянных панелей;
- жёсткой металлической рамы, оборудованной механизмами обслуживания стёкол;
- сдвижной шторкой, монтируемой на раме со стороны салона, основная задача которой – полное закрытие крыши, если того требуют обстоятельства.
Существует несколько разновидностей такой шторки. Самая простая, устанавливаемая в недорогие машины, имеет ручной привод, перемещаясь по направляющим с помощью мускульной силы. Такая конструкция, к примеру, используется на Пежо 308, позволяя существенно снизить стоимость владения таким дополнительным автоаксессуаром. Аналогичный механизм закрытия шторки используется и в Opel Astra. Впрочем, единственным недостатком такого бюджетного варианта можно назвать необходимость тянуться к рукоятке шторки и прилагать небольшие усилия для её сдвига.
В более дорогих комплектациях привод электрический. Это, безусловно, удобнее, но с практической точки зрения ненамного, ведь в этом случае конструкция усложняется, появляется необходимость использовать дополнительный электромотор, обеспечить подвод проводов, да и сама рама становится более громоздкой.
Строго говоря, уменьшение высоты салона – общий недостаток всех автомобилей оборудованных панорамной крыше, и если для среднестатистического пассажира это некритично, то люди высокого роста могут испытывать значительный дискомфорт из-за уменьшения полезного пространства.
Если говорить о самом стекле, то оно представляет собой усовершенствованный триплекс. Правда, триплекс не слишком точное название – в действительности сэндвич состоит из пяти слоёв. Наружные стёкла с обеих сторон изготовляются из особо прозрачного материала толщиной порядка 8 мм., отвечая за чёткость передачи наружной картинки. Между ними расположены два слоя, произведённых из специального полимера, снаружи которых устанавливают тонировочную плёнку. Отметим, что все конструкции имеют сложную немного искривлённую (выпуклую) форму, поскольку плоских крыш сегодня не встретишь – это ухудшает аэродинамику машины.
Разница между люком и панорамным остеклением
И тот, и другой элемент способствуют поступлению большего количества света в салон, однако их конструктивные характеристики по большей части различаются.
Но если говорить о главном различии, то оно заключается в размерах: люк заведомо мельче, а панорамная крыша может занимать практически всю верхнюю поверхность кузова.
Второе отличие имеет конструктивные корни: люк, как правило, может пропускать свет, а может устанавливаться в положение, при котором он становится непрозрачным. Панорамная крыша, хотя тоже может сдвигаться, но её способность пропускать наружный свет от этого никоим образом не меняется. Но и в том, и другом случае имеется возможность регулировать поток наружного воздуха, проникающего в салон при открытии стеклянных панелей.
Обычно люк также изготавливается из стекла, но требования по прочности к нему существенно меньше. Встречаются также люки из непромокаемой ткани – небольшая площадь каркаса позволяет и такие излишества. У панорамной крыши такая возможность напрочь отсутствует.
Люк в принципе можно установить на любой автомобиль, а вот панорамное остекление – только на тот, конструкция которого предполагает данную опцию. Наконец, стоимость монтажа люка не идёт ни в какое сравнение с ценой установки панорамного остекления.
Как работает
Стандартное панорамное остекление устанавливается фиксированно, а значит им нельзя управлять. Это простое стекло, которое позволяет наслаждаться внешним видом, создает уникальную атмосферу в машине и пропускает солнечные лучи днем. В более дорогих моделях автомобилей возможна установка панорамных люков. Они позволяют не только наблюдать из машины за окружающей средой, но и открывать установленную крышу. Внутри кузова вмонтирован специальный моторчик, который при активации выдвигает стекло наружу. Таким образом, получается эффект кабриолета с функцией вентиляции.