Устройство и ремонт главного тормозного цилиндра на автомобиле ВАЗ 2107


Для замедления и полной остановки автомобиля ВАЗ 2107 используются традиционные жидкостные тормоза, спереди — дисковые, на задних колёсах — барабанные. Основной элемент, отвечающий за надёжную работу системы и своевременный отклик на нажатие педали, — главный тормозной цилиндр (сокращённо — ГТЦ). Общий ресурс агрегата составляет 100–150 тыс. км, но отдельные детали изнашиваются через 20–50 тыс. км пробега. Диагностировать неисправность и произвести ремонт владелец «семёрки» может самостоятельно.
  • Устройство и принцип действия агрегата
    Видео: иллюстрация работы основного гидроцилиндра
  • Какой цилиндр ставить в случае замены
  • Неисправности и способы диагностики гидроцилиндра
  • Инструкция по ремонту и замене
      Инструменты и приспособления
  • Демонтаж и установка ГТЦ
  • Порядок замены манжет
  • Видео: как разобрать и поменять манжеты ГТЦ
  • Восстановление рабочих цилиндров
      Видео: как поменять уплотнители заднего рабочего цилиндра
  • Удаление воздуха путём прокачки
      Видео: как прокачиваются тормоза ВАЗ 2107
  • Расположение и назначение ГТЦ

    Главный цилиндр представляет собой продолговатый цилиндр с гнёздами для подключения трубок тормозных контуров. Элемент находится в задней части подкапотного пространства, напротив водительского места. ГТЦ легко обнаружить по двухсекционному расширительному бачку, установленному выше агрегата и соединённому с ним 2 шлангами.


    Корпус ГТЦ прикреплен к «бочонку» вакуумного усилителя, расположенного на задней стенке моторного отсека

    Крепится цилиндр двумя гайками М8 к фланцу вакуумного усилителя тормозов. Эти узлы работают в паре — идущий от педали шток надавливает на поршни ГТЦ, а мембрана вакуума усиливает это нажатие, облегчая работу водителя. Сам цилиндр выполняет следующие функции:

    • распределяет жидкость по 3 рабочим контурам — два обслуживают передние колёса по отдельности, третий — пару задних;
    • посредством жидкости передаёт усилие педали тормоза на рабочие цилиндры (РЦ), сжимающие либо раздвигающие колодки на ступицах колёс;
    • направляет излишки жидкости в расширительный бачок;
    • отбрасывает шток и педаль в исходное положение после того, как водитель перестал её нажимать.


    В классических моделях «Жигулей» задние колёса объединены в один тормозной контур

    Основная задача ГТЦ — без малейших задержек передавать давление на поршни рабочих цилиндров, сохраняя силу и скорость нажатия педали. Ведь машина замедляется по-разному — в аварийной ситуации водитель давит педаль «в пол», а при объезде препятствий и неровностей — слегка притормаживает.

    Замена главного тормозного цилиндра Ваз 2107

    Самый люксовый автомобиль пролетариата в СССР, ВАЗ 2107, практически повторял конструкцию 124-го Фиата с небольшими изменениями, которые также пришли на конвейер ВАЗа из той же Италии, но уже без лицензии. В любом случае, ремонт и обслуживание семёрки не представляет никаких сложностей для владельцев, которые хоть немного способны мыслить технически и держать в руках рожковый ключ и плоскогубцы. Одним из самых важных элементов систем безопасности Жигулей был главный тормозной цилиндр, с которым мы сегодня разберёмся по-мужски.

    Содержание:

    Устройство и принцип действия агрегата

    На первый взгляд, конструкция главного цилиндра кажется сложной, поскольку состоит из множества мелких деталей. Разобраться в устройстве поможет схема и перечень этих элементов (позиции на картинке и в списке совпадают):

    1. Литой металлический корпус на 2 рабочих камеры.
    2. Шайба — фиксатор перепускного штуцера.
    3. Сбросной штуцер, соединяющийся шлангом с расширительным бачком.
    4. Уплотнительная прокладка штуцера.
    5. Шайба ограничительного винта.
    6. Винт — ограничитель движения поршня.
    7. Пружина возвратная.
    8. Опорная чашка.
    9. Пружинка компенсационная.
    10. Кольцо, уплотняющее зазор между поршнем и корпусом, — 4 шт.
    11. Кольцо распорное.
    12. Поршень, обслуживающий контур задних колёс;
    13. Промежуточная шайба.
    14. Поршень, работающий на 2 контура передних колёс.


    В основном тормозном цилиндре «семёрки» предусмотрено 2 отдельных камеры и два поршня, толкающих жидкость в разных контурах

    Поскольку в корпусе ГТЦ предусмотрено 2 камеры, на каждой установлен отдельный перепускной штуцер (поз. 3) и ограничительный винт (поз. 6).

    С одного торца корпус цилиндра закрыт металлической заглушкой, на втором сделан присоединительный фланец. Вверху каждой камеры предусмотрены каналы для подключения трубок системы (прикручиваются на резьбе) и сброса жидкости в расширительную ёмкость через штуцеры и патрубки. В канавках поршней установлены уплотняющие манжеты (поз. 10).


    Оба верхних штуцера ГТЦ подсоединяются к одной расширительной ёмкости

    Алгоритм работы ГТЦ выглядит так:

    1. Изначально возвратные пружины удерживают поршни возле передних стенок камер. Причём распорные кольца упираются в ограничительные винты, жидкость из бачка заполняет камеры через открытые каналы.
    2. Водитель давит педаль тормоза и выбирает свободный ход (3—6 мм), толкатель перемещает первый поршень, манжета закрывает канал расширительной ёмкости.
    3. Начинается рабочий ход — передний поршень выдавливает жидкость в трубки и заставляет двигаться второй поршень. Напор жидкости во всех трубках возрастает одинаково, одновременно срабатывают тормозные колодки передних и задних колёс.


    Два нижних болта ограничивают ход поршней внутри цилиндра, пружины отбрасывают их в исходное положение

    Когда автолюбитель отпускает педаль, пружины откидывают поршни в исходное положение. Если давление в системе поднимется выше нормы, часть жидкости уйдёт по каналам в бачок.

    Рост давления до критической отметки нередко возникает по причине закипания жидкости. Будучи в поездке, мой знакомец добавил в расширительный бачок «семёрки» контрафактную DOT 4, которая впоследствии закипела. Результат — частичный отказ тормозов и срочный ремонт.

    Видео: иллюстрация работы основного гидроцилиндра

    Замена главного тормозного цилиндра ВАЗ-2107

    За безопасность каждого автомобиля отвечает тормозной механизм. Исправные тормоза позволяют предотвратить развитие аварийных последствий. Чтобы они были всегда исправными, необходимо периодически проводить их проверку. К сожалению, этим мало кто занимается, поэтому если уже сломалось, то нужно только менять. Сегодня уделим внимание теме о том, как осуществить замену главного тормозного цилиндра на ВАЗ-2107.

    Какой цилиндр ставить в случае замены

    Чтобы избежать проблем при эксплуатации, лучше отыскать оригинальный ГТЦ тольяттинского производства, каталожный номер 21013505008. Но поскольку семейство автомобилей ВАЗ 2107 давно не выпускается, найти указанную запчасть становится непросто, особенно в отдалённых регионах. Альтернатива — изделия других производителей, неплохо зарекомендовавших себя на российском рынке:

    • ATE;
    • «БелМаг»;
    • «Базальт»;
    • LPR;
    • Fenox.

    Судя по отзывам владельцев «семёрок» на тематических форумах, брак чаще всего попадается среди изделий бренда «Фенокс». Совет касательно покупки оригинальных запчастей: не приобретайте таковые на рынках и непроверенных магазинах, в подобных точках продаётся много подделок.


    Оригинальные запчасти тормозной системы в заводской упаковке становятся редкостью и довольно часто подделываются

    Бракованные запчасти попадались и во времена СССР. Помню случай из детства, когда отец взял меня перегонять из автосалона свои первые «Жигули». 200 км пути мы преодолевали всю ночь, поскольку на задних и передних колёсах самопроизвольно сжимались колодки, сильно грелись обода. Причину выяснили позже — брак заводского главного цилиндра, который бесплатно заменили на СТО по гарантии.

    Ремонт главного тормозного цилиндра на ВАЗ 2107

    Исправная тормозная система автомобиля ВАЗ 2107 является залогом безопасности, как водителя, так и пассажиров. Именно по этой причине следует уделять ей особое внимание, и при появлении малейших признаков неисправностей незамедлительно начинать ремонт.

    Главный тормозной цилиндр на ВАЗ 2107 является одним из основных элементов тормозной системы автомобиля. У него может быть две основных неисправности. Первая выражается в появлении течи жидкости из главного тормозного, вторая в снижении эффективности системы, которую можно определить только после проверки рабочих. В большинстве случаев обе неисправности можно устранить путем несложного ремонта главного тормозного, который заключается в замене уплотнительных манжет и пыльника. Однако в некоторых случаях решить проблему может только замена цилиндра.

    Для начала, необходимо разобрать тормозной цилиндр и определить, целесообразно ли выполнять его ремонт. Для работы понадобится минимум инструмента:

    • Ключ на 10 обычный;
    • Ключ на 10 специальный, для трубок;
    • Ключ на 13;
    • Отвертка плоская.

    Главный цилиндр располагается в моторном отсеке ВАЗ 2107, на перегородке между подкапотным пространством и салоном. Прежде чем его снимать, необходимо поочередно отсоединить шланг от бачка с жидкостью и две трубки:

    • Прежде чем отсоединять шланг, рекомендуется выбрать тормозную жидкость из бачка, чтобы не разливать ее. Процедура предельно простая – послабляем хомут и снимаем шланг.
    • Трубки откручиваем при помощи специального ключа на 10.

    Теперь, когда все подводящие и отходящие трубки отсоединены, ключом на 13 откручиваете гайки крепления цилиндра к корпусу, и снимаете его.

    Теперь следует разобрать главный тормозной цилиндр и провести осмотр на предмет возможности произвести его ремонт. Здесь тоже не должно возникнуть никаких проблем – нужно лишь поочередно открутить стопорные винты, начиная от пробки. Выкручивая второй винт, придерживайте поршень, чтобы он не выскочил под воздействием пружины. Первый поршень выйдет сам, второй нужно будет выбить, постучав корпусом по деревяшке.

    Неисправности и способы диагностики гидроцилиндра

    Проверка тормозной системы в целом и ГТЦ в частности выполняется при появлении характерных признаков:

    • на панели приборов загорелась красная лампа недостаточного уровня тормозной жидкости;
    • свободный ход педали сильно увеличился либо она откровенно проваливается;
    • для замедления машины приходится сильно давить педаль;
    • неравномерное торможение — автомобиль уводит в сторону при резком нажатии;
    • транспортное средство замедляется с трудом, педаль упирается в пол.

    Простейший способ диагностировать проблемы гидроцилиндра — внимательно осмотреть его на предмет потёков. Обычно жидкость видна на корпусе вакуумного усилителя либо лонжероне под ГТЦ. Если расширительный бачок цел, нужно снимать и ремонтировать главный цилиндр.


    Не проблемы с главным цилиндром указывают потёки жидкости на корпусе и под агрегатом

    Как быстро и точно выявить неисправность ГТЦ, не проверяя остальных элементов системы:

    1. Ключом 10 мм поочерёдно выверните тормозные трубки всех контуров, вкручивая на их место заглушки — болты М8 х 1.
    2. Снятые концы трубок тоже заглушите колпачками или деревянными клинышками.
    3. Сядьте за руль и несколько раз надавите тормоз. Если гидроцилиндр исправен, через 2—3 качка камеры заполнятся жидкостью из бачка и педаль перестанет нажиматься.


    Для проверки ГТЦ вместо трубок в отверстия нужно вкрутить винты с мелкой резьбой

    На проблемном ГТЦ уплотнительные кольца (манжеты) станут перепускать жидкость обратно в бачок, провалы педали не прекратятся. Чтобы убедиться в поломке окончательно, открутите 2 фланцевые гайки цилиндра и отодвиньте его от вакуумного усилителя — из отверстия потечёт жидкость.

    Случается, что раскисают манжеты второй камеры, кольца первой секции остаются работоспособными. Тогда в процессе диагностики педаль будет проваливаться медленнее. Помните, исправный ГТЦ не даст выжать педаль больше 3 раз и не позволит ей провалиться, поскольку жидкости некуда уходить из камер.


    Когда не работает задний тормозной контур, при нажатии на толкатель жидкость вытекает только из 2 отверстий ГТЦ

    Снятие и ремонт

    Чтобы снять, отремонтировать и установить на место, понадобится минимум инструмента:

    • ключ на 13;
    • спец.ключ для тормозных трубок;
    • плоская отвертка;
    • ремкомплект главного тормозного цилиндра;
    • емкость для тормозной жидкости;
    • шприц;
    • тормозная жидкость.

    Чтобы не пролить тормозную жидкости из бачка, ее нужно перелить в подготовленную емкость с помощью шприца. Порядок действий по снятию цилиндра заключается в следующем:

    • ослабить хомуты резиновых шлангов на штуцерах тормозного цилиндра;
    • снять шланги, идущие от бачка с тормозной жидкостью к штуцерам цилиндра;

    Удаление воздуха путём прокачки

    Если в процессе ремонта из контура вытекло много жидкости и в системе образовались воздушные пузыри, отремонтированные гидроцилиндры не смогут нормально функционировать. Контур необходимо прокачать, пользуясь инструкцией:

    1. Наденьте на сбросной штуцер накидной ключ и прозрачную трубку, направленную в бутылку.


      Бутылка с трубкой подсоединяется к штуцеру на переднем суппорте или задней ступице

    2. Попросите помощника выжимать тормозную педаль по 4—5 раз, удерживая её в конце каждого цикла.
    3. Когда помощник останавливается и держит педаль, ослабляйте штуцер надетым ключом и наблюдайте за протоком жидкости по трубке. Если видны воздушные пузырьки, затягивайте гайку и командуйте помощнику снова накачивать давление.


      В процессе прокачки штуцер отворачивается на пол-оборота, не больше

    4. Процедура повторяется, пока вы не увидите в трубке чистую жидкость без пузырей. Тогда окончательно затяните штуцер и устанавливайте колесо.

    Перед удалением воздуха и в процессе прокачки бачок пополняется новой жидкостью. Рабочее вещество, наполненное пузырьками и слитое в бутылку, использовать повторно нельзя. По окончании ремонта проверьте работоспособность тормозов на ходу.

    Замена главного тормозного цилиндра на ВАЗ-2107


    Теперь берем помощника и выполняем прокачку тормозов. Процедура весьма стандартна, посему описывать тут нечего.

    Спасибо за материал пользователю нашего форума Randall Обсудить статью можно на форуме: https://www.semerka.info/forum/viewtopic.php?p=69277#69277

    • Войдите, чтобы оставлять комментарии
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]