К замку зажигания подведено множество важных электроцепей автомобиля, без которых он не только не сможет передвигаться, его даже сложно будет завести. Поэтому очень желательно самостоятельно разобраться в этой конструкции, сложного там ничего нет, потребуется лишь элементарное знание электротехники и небольшие слесарные навыки. Получить которые можно непосредственно в процессе работы, сломать там что-то сложное и дорогое по неопытности будет затруднительно, а замок, если он неисправен, всё равно менять.
Принцип работы замка зажигания в автомобиле
Функции замка подразделяются на механические и электрические. К первым относятся:
- обеспечение секретности, замок должен реагировать только на собственное жало ключа, где имеется механическое кодирование в виде рельефа впадин и выступов;
- лёгкость попадания ключом в замок, конструкция сделана в виде уловителя, компенсирующего небольшие промахи, направляющего ключ и чётко обозначающего фиксацией его правильное положение, имеется также подсветка личинки замка;
- помимо включения и выключения электрических потребителей, замок обеспечивает механическую блокировку рулевого вала, предотвращающую несанкционированное завладение автомобилем, угнать его с установленным в одно положение рулём будет затруднительно.
По электрике замок коммутирует несколько цепей:
- главное реле автомобиля, которое обеспечивает работу всех систем двигателя, включая зажигание, запитывается только при повороте ключа в первое после нейтрали положение;
- если повернуть ключ ещё дальше, то одновременно с зажиганием питание пойдёт и на реле стартёра, иногда разгрузочное, а иногда и непосредственно на втягивающие, всё зависит от мощности контактной группы замка и стремления завода сэкономить на промежуточной группе контактов;
- некоторые замки имеют дополнительные функции, включая потребителей просто при вставлении ключа без его поворота, или при повороте в противоположную от зажигания сторону, так можно включать габаритное освещение, музыкальную аппаратуру и прочие системы.
Механическая и электрическая часть замка соединяются металлическим поводком, повернуть который возможно лишь если кодировка ключа совпадает с ответной частью личинки, все кодирующие пины утоплены на заданную величину, фиксация снята и личинку можно повернуть за кольцо ключа.
Иногда в замок встраиваются дополнительные устройства, например, приёмопередающая катушка (антенна) иммобилайзера, опознающая микросхему, находящуюся в рукоятке ключа. Или система электрического блокирования ключа в личинке, не позволяющая его извлекать в определённых ситуациях.
По теме: Что делать если заблокировался руль и не поворачивается ключ зажигания
Постепенно классические замки зажигания исчезают из новых автомобилей, заменяясь электронными, где кодирование производится через карточку бесключевого доступа, а запуск двигателя осуществляется кнопкой старта. Но пока ещё классических замков в эксплуатации достаточно, что делает актуальным умение их ремонтировать.
Как правильно подключить замок зажигания
Если провода собраны в одну фишку, то подключение замка не составит никаких сложностей, просто нужно установить ее на контакты.
Если провода подключаются по отдельности, то нужно обратить внимание на схему:
- клемма 50 – красный провод, с помощью него работает стартер;
- клемма 15 – синий с черной полосой, отвечает за обогрев салона, зажигание и другие приборы;
- клемма 30 – розовый провод;
- клемма 30/1 – коричневый провод;
- INT – черный провод отвечающий за габариты и фары.
Схема подключения проводов
Если произведено подключение проводки, то все нужно собрать и присоединить клемму к АКБ и проверить работоспособность. Сначала необходимо проверить, есть ли у всех электроприборов питание от замка, после уже работу самого стартера. В том случае, если обнаружены какие-то неисправности, нужно еще раз провести проверку на правильность подсоединения проводов, потому, что именно от этого будет зависеть работа всех приборов в автомобиле после поворота ключа. Далее вы можете ознакомиться со схемой проводки замка зажигания.
На сегодняшний день известно два вида системы зажигания:
- Батарейная, как правило, с автономным источником питания, с его помощью можно включать электроприборы не запуская двигатель.
- Генераторная, можно использовать электрические приборы только после запуска двигателя, тоесть после того как запуститься электрический ток.
Когда автомобиль находится на батарейном зажигании, то можно включать фары, свет внутри салона и использовать все электрические приборы.
Распространенные неисправности
Практически все неисправности проявляются со временем и связаны с износом движущихся частей. Кроме того, контакты подвергаются обгоранию и искровой эрозии.
Контактная группа
Контакты перемещаются и замыкаются при повороте личинки. Их текущее состояние легко проверить омметром мультиметра, если рассоединить разъём замка, расположенный на отходящем от него жгуте проводов.
Проверке подлежат:
- цепь включения зажигания, должны соединяться контакты разъёма 4 и 7 при повороте ключа в положения зажигания и стартёра;
- цепь стартёра, соответственно контакты 3 и 7;
- микровыключатель, сигнализирующий о вставленном ключе, должен замыкать между собой контакты 1 и 5;
- лампа подсветки, прозванивается через контакты 2 и 6.
Все соединения должны происходить надёжно и стабильно, часто дефекты замка, касающиеся контактной группы, проявляются в виде периодических пропаданий напряжений, в частности, при шевелении ключа. Если будет выявлен повышенный износ и нестабильная коммутация, то контактная группа подлежит замене.
Личинка замка
В личинке изнашиваются пины, отвечающие за кодировку. При необходимости её можно заменить, не меняя замок в сборе, если в этом обнаружится целесообразность. В комплекте с новой личинкой идёт ключ, старый уже не подойдёт.
Износ внутренних деталей замка
Все детали внутри перемещаются и изнашиваются в условиях загрязнений и отсутствия смазки. Если зафиксирован общий повышенный износ механизмов, то наилучшим и быстрым решением будет замена замка в сборе.
Выработка в ключе зажигания
Ключ, являясь составной частью механизма индивидуальной кодировки, изнашивается при работе, загрязняется и начинает работать менее чётко.
Можно заказать новый, используя старый ключ и снятый замок в качестве эталона. Если меняется личинка или замок в сборе, то новый комплект ключей прилагается.
Замена
Вне зависимости от варианта конструкции и модели автомобиля, замену стоит начинать со снятия минусового вывода аккумуляторной батареи. На автомобилях с иммобилайзером и множественными электронными блоками управления перед снятием клеммы выждите не менее 3 минут. Этого времени будет достаточно, чтобы блоки переключились в спящий режим, тем полностью исключающий вероятность утери идентификаторов, контрольных сумм или кодов адаптации.
Статья в тему: Чем лучше промыть радиатор автомобильной печки
ВАЗ 2110, 2111, 2112, 114 и 2115 Калина, Гранта, Приора
Основная особенность замены в том, что на указанных моделях ВАЗ замок зажигания крепится срывными болтами. Головка таких болтов отламывается от шпильки при усилии, достаточном для крепления корпуса замка зажигания к рулевой колонке. Такая конструкция препятствует быстрому доступу к контактной группе и самому замку, повышая уровень защищенности автомобиля от угона. Помимо крестовой и шлицевой отвертки, вам потребуется небольшое зубило и молоток.
- Демонтируйте пластиковый кожух рулевой колонки.
- Снимите штекер разъема подрулевого переключателя поворотов. Для большей свободы действий переключатель поворотов также можно вынуть.
- Уприте лезвие зубила в шляпку срывного болта таким образом, чтобы легкие постукивания молотком заставили лезвие зацепиться за шляпку и провернуть ее против часовой стрелки (действия отлично показаны на видео). Часто достаточно только сорвать шпильку, после чего она откручивается от руки.
- Отсоедините штекер контактной группы. В заводском исполнение провода разъемов соединены в единые жгуты, поэтому будьте крайне аккуратны, перерезая стяжки вблизи проводов.
- Установка замка зажигания в сборе с контактной группой проводится в обратном к снятию порядке. Вместо срывных болтов в комплекте с новым замком будут обычные болты и гайки.
Как самому отремонтировать замок зажигания (на примере ВАЗ 2110)
Для ремонта и замены отдельных частей замок потребуется снять и разобрать.
Установлен он под кожухом рулевой колонки.
- Снимаются кожухи рулевой колонки. Крестовой отвёрткой отворачиваются винты, крепящие верхнюю и нижнюю её части.
- Под крышками нужно снять разъём и левый подрулевой переключатель, затрудняющие доступ к крышке фланца крепления замка на рулевой колонке. Крышка стянута четырьмя секретными болтами, у которых при монтаже срезаются шляпки под ключ. Но это не помешает открутить болты при помощи молотка и зубила подходящего размера.
- Зубило наставляется по касательной к полусферическому остатку шляпки болта, после чего его посадка ослабляется до возможности свободного вращения. Затем болт можно открутить вручную или при помощи тонких плоскогубцев.
- Поступив так со всеми четырьмя болтами, можно снять крышку и с обратной стороны замок с фланцем, отсоединив его разъём на конце отходящего жгута проводов.
- При полной замене в сборе новый замок устанавливается в обратном порядке, болты можно установить штатные и отвернуть им головки, как положено по правилам противоугонной безопасности, или просто заменить их на обычные болтики М6 подходящей длины.
- Если предполагается замена какой-то из частей замка, то его следует разобрать.
- Контактная группа расположена под крышкой, тут всё разбирается путём отжатия отвёрткой защёлок. Меняется на новую вместе с проводами и разъёмом.
- Для замены личинки придётся окрутить фланец крепления на трёх болтах, вытащить детали механизма блокировки и затем личинку. На новую переставляется упорная пружина со старой. Действовать следует предельно аккуратно и не вынимать ключ из новой личинки, она может рассыпаться, а собрать её будет довольно сложно.
При переборке замка его детали следует смазать небольшим количеством консистентной смазки. В процессе эксплуатации при заеданиях можно использовать проникающий универсальный состав типа WD40.
Виды неисправностей замка зажигания
Самыми распространенными неисправностями являются:
- сгорание контактной группы из-за механического износа (читайте больше о замене контактной группы замка зажигания);
- неисправность цилиндра замка;
- выход из строя личинки;
- поломка запорного механизма;
- проворачивание/блокировка сердцевины замка.
Причины у всех перечисленных неполадок могут различаться. Примерные признаки сгорания контактной группы — одновременная неработоспособность многих приборов, работающих от электричества, так как контактная группа замка зажигания питает многие объекты: ближний свет, дальний, поворотники, фонари. Все эти составляющие авто, на первый взгляд, не связаны между собой. Но если они перестают работать одновременно, неполадки стоит искать в замке зажигания.
Если первый вариант неисправности можно отнести к электрической части, то второй – к механической. Эта деталь может подвергнуться преждевременному износу из-за некачественного исполнения производителем. Еще неисправность может возникнуть из-за сильного нагрева части корпуса. При таких проблемах ключ без каких-либо видимых причин может провернуться вокруг оси, но при этом автомобиль не заведется. В электронных замках причиной такого поворота событий могут стать вышедшие из строя датчики, влияющие на пуск.
Выход из строя личинки замка зажигания приводит к тому, что машину можно завести любым ключом или даже посторонним предметом. На работоспособность техники такая поломка не влияет. Однако автомобиль теряет противоугонные качества.
Неисправность замка зажигания может стать причиной неработоспобности запорного механизма рулевой колонки. Это хоть и примитивная защита, но она создает некоторые сложности угонщику. Неработоспосбность замка зажигания иногда приводит к блокировке самого ключа. При этой поломке его нельзя провернуть в замке, а после упорных попыток, ключ и вовсе может сломаться.
Специалисты выделяют следующие основные причины этой проблемы: замерз основной узел из-за низких температур, загрязнение, деформация ключа. Все эти поломки можно устранить собственными руками. Рассмотрим процесс самостоятельного снятия и установки детали подробнее.
Проблемы запуска транспортного средства
Проблемы с этой частью транспортного средства (далее ТС) знакомы многим. Бывает и такое, что при вынимании ключа из замочной скважины этой системы автомобиль продолжает работать.
Интересно то, что большинство владельцев авто берутся в таких случаях перед глушением двигателя включать заднюю скорость и переставлять ключ в третье положение. Тогда машина глохнет.
Для тех, кто готов потратить своё свободное время на исправление этой ситуации, рекомендую провести осмотр контактов замка зажигания. При имеющимся мультиметре дело пойдёт на «ура».
Причина в контактах
Для начала проверки контакты омметра нужно присоединять попеременно к выводам замка зажигания и, поворачивая ключ в разные положения, проверить активность этих контактов в замке. При исправности этой части контактов сопротивление стремится к нулю.
При положительных значениях — причина налицо: контакты системы запуска авто перегорели или стали грязными. При таком раскладе понадобится замена контактной группы замка зажигания — всё это делается легко, но для начала придётся отключить АКБ. В противном случае — сожжённый блок предохранителей вам обеспечен.
Причина в аварийной сигнализации
Ещё один случай, не относящийся к группе контактов. Попытайтесь разделить разъёмы контактов и отключения аварийной сигнализации, скорее всего, здесь присутствует проблема.
Если это так, то рекомендуется поменять выключатель на новый.
Причина в системе обогрева заднего стекла
Ещё одна причина такой поломки — обогрев заднего стекла, а точнее, его выключатель. Для проверки работоспособности вытащите кнопку из панели и осмотрите отверстие, которое расположено со стороны жгута, отсоединив перед этим проводку.
Это интересно: Регламент технического обслуживания для Nissan Qashqai: список работ
Вставьте ключ в замок и отслеживайте напряжение между клеммами и массой. В положениях Lock и Acc напряжение должно отсутствовать. Замена выключателя потребуется в том случае, если неполадка произошла из-за него.
Характеристика группы контактов
Для начала предлагаем узнать, зачем нужна контактная группа замка зажигания, какое ее устройство и принцип работы.
Предназначение и функции
По сути, КГЗЗ используется для обеспечения соединения всех без исключения электроцепей транспортного средства. То есть когда водитель поворачивает ключ в замке, КГЗЗ замыкает контакты, таким образом, позволяя использовать все без исключения электрические приборы.
Устройство
Схема устройства замка
Сам по себе замок зажигания — это простой прерыватель электроцепи. При повороте ключа производится регулировка контактов, в результате чего осуществляется возможность запуска двигателя, питания оборудования, а также остановка силового агрегата. Если вы разберете корпус самого замка, то увидите, что внутри него расположено само устройство, а также большое количество проводов, соединенных между собой. Провода на замок идут от аккумуляторной батареи.
Непосредственно сама контактная группа замка зажигания выходит в место подключения этих электрических девайсов. Чтобы не допустить замыкания и разграничить сами контактные элементы, КГЗЗ монтируется в пластиковом корпусе.
Принцип работы
Автомобильная система зажигания может быть либо батарейной, либо генераторной. Их принципиальное различие заключается в том, что батарейное зажигание оснащается автономным источником питания, соответственно, все электрооборудование может быть включено без запуска двигателя. Что касается генераторной системы, то в данном случае активация электрооборудования возможна только после запуска двигателя.
Это интересно: Причины неисправностей и самостоятельный ремонт уровня датчика топлива
Когда водитель поворачивает ключ в замке, происходит замыкание контактов электроцепи от минусовой клеммы на АКБ к катушке. При этом через проводку к замку начинает поступать напряжение, которое посредством контактов поступает на катушку, после чего возвращается на плюсовой выхода батареи.
В тот момент, когда напряжение проходит через катушку, в ней образуется очень высокое напряжение, которое впоследствии передается на свечи. В конечном итоге происходит замыкание контактов и запуск двигателя. Кроме самой цепи зажигания, в машине есть и другие электроцепи, проводящие напряжение от ключа к электроприборам. Каждый из проводов отвечает за подключение контактов друг с другом (автор видео — канал Ремонт и обслуживание авто).
Основные неисправности
Вкратце о причинах, по которым может потребоваться ремонт контактной группы замка зажигания:
- Перегрузка устройства, что может быть связано с установкой дополнительных приборов повышенной мощности, в результате чего через КГЗЗ будет проходить более высокое напряжение. В течение какого-то времени устройство может справляться с таким током, но со временем на нем начнет образовываться нагар. Следует отметить, что этот нагар, как правило, появляется именно внутри контакта, а не на его поверхности, то единственным выходом будет заменить контактную группу. Для предотвращения такой проблемы все дополнительные приборы должны подключаться через предохранители или реле.
- Короткое замыкание в электросети. Если произойдет замыкание, это также может стать причиной того, что через КГЗЗ пройдет напряжение высокой мощности, что опять же, спровоцирует ее выход из строя.
- Многие автолюбители, которые меняли КГЗЗ, сталкивались с проблемой истирания дорожек, а также самих контактов. Такая проблема, как правило, случается в результате износа замка, но в некоторых случаях причина может заключаться в браке.
- Механическая поломка контактных элементов, а также других составляющих группы.
- Перегрев устройства, который может привести к нарушению конструкции КГЗЗ. Перегрев, как правило, также происходит в результате повышенной нагрузки на устройство. При работе в условиях повышенных температур дорожки могут сдвинуться или вовсе сломаться (автор видео — АлексАвтоХлам).