Выбираем и меняем моторное масло со знанием дела: можно ли использовать просроченный продукт?

Что происходит с моторным маслом по истечению срока годности


Если бы были достижимы идеальные условия хранения, то смазочные материалы не утрачивали бы характеристик бесконечно долго. К сожалению, в реальности подобного добиться нельзя. Температура, соприкосновение со стенками емкости, кислород, влага, солнечный свет заставляют распадаться присадки и окисляться состав.
Когда срок годности масла подходит к концу, продукт утрачивает свойства, отчего при попадании в систему не способен поддержать нормальную работоспособность двигателя. Меняются следующие характеристики:

  • зольность. Продолжительное хранение приводит к распаду пакета присадок, из-за чего зольность возрастает, в продукте возникает больший процент горючих веществ;
  • вязкость. Изменения случаются как в меньшую, так и в большую сторону, потому смазка ведет себя непредсказуемо при разных температурных режимах;
  • присадки. Если синтетическая основа продукта достаточно устойчива, то присадки отличаются ограниченным сроком годности, после которого утрачивают свойства и распадаются на иные вещества.

Некоторые другие параметры также изменяются, например, температура замерзания или удельный вес.

Влияние неправильного хранения на характеристики масел

Если не соблюдать вышесказанные условия, срок годности у моторного масла снижается. Попадание прямых солнечных лучей, замерзание, перепады температур, влажности, разгерметизация канистры, переливание из оригинальной упаковки в емкость, изготовленную из неподходящих для хранения материалов, взаимодействие с кислородом, влагой, приводит к образованию окислов.

В процессе химических реакций разрушаются присадки. Моторное масло теряет заявленные защитные характеристики, приходит в негодность.

Высокая температура, вибрации, влага, химические реакции взаимодействия основы и присадок с кислородом, водой, молекулами вещества канистры приведет к расслоению. Вернуть жидкость в первоначальное состояние будет невозможно. Смазочный материал становится непригоден к использованию.

Можно ли использовать просроченное моторное масло

Обнаружив недорогой продукт с истекшим сроком, автовладелец испытывает соблазн сэкономить. Однако покупка подобного моторного масла приводит к неблагоприятным последствиям.

Просроченный или утративший свойства продукт приводит к масляному голоданию силовой установки, отдельные узлы в такой ситуации выходят из строя, нередко некачественное масло приводит к капитальному ремонту. Защитную и моющие функции оно уже выполняет не в полной мере, а повышение зольности приводит к возгоранию.

Единственным исключением является ситуация, когда смазка, хранившаяся в невскрытой таре, просрочена на небольшой срок – не более месяца. В таком случае характеристики масла сохраняются практически неизменными.

Особенно сказываются на характеристиках смазочного состава колебания температуры, высокая влажность, заморозки и прямое воздействие солнечного света. Помутневшая, изменившая цвет или содержащая осадок моторное масло нанесет автомобилю вред. Если не получилось использовать продукт до конца, необходимо перелить его в канистру соответствующего объема, что станет препятствием для появления конденсата и избыточного контакта с кислородом.

Перед заливкой остатков смазки требуется встряхнуть канистру, что обеспечит большую однородность.

Проверка масла на пригодность


Указанный на этикетке срок службы масла подсказывает, насколько продукт подходит для применения. Важно проверить, чтобы заводская тара не была вскрыта и ее целостность не была нарушена. Если при визуальном осмотре информация о сроке годности поблекла или почти стерлась, вероятность, что такое масло еще можно применять, минимальна.
Однако существуют и другие способы проверить, было ли масло просрочено. В результате окислительных процессов и разрушения присадок у смазки изменяется химический состав, что влияет на структуру. Внешние признаки пагубного процесса:

  • наличие сгустков или взвесей;
  • затемненные пятна в капле;
  • заметный осадок;
  • возникновение конденсата на стенках емкости.

Небольшой осадок для синтетических масел считается допустимым, но наличие выраженных взвесей говорит о непригодности продукта. Структура должна оставаться однородной, без водянистых включений, пузырьков воздуха, зон загустения. Жидкость должна отличаться светлым оттенком, темные вкрапления недопустимы.

Проверить смазку следует и на фальсификат. Для этого достаточно прибегнуть к такому алгоритму:

  • взять чистый лист бумаги;
  • налить некоторое количество масла на поверхность листа;
  • подержать под небольшим наклоном;
  • когда продукт растечется, изучить результат.

О фальсификате или недостаточном качестве свидетельствуют черные вкрапления, слишком темный цвет.

Подобный продукт после экспертизы получится вернуть в магазин, однако важно следить, чтобы срок годности, указанный на упаковке, не истек, а также не забыть о доказательствах корректного хранения моторной жидкости.

Срок годности моторного масла


Уточнить, какой срок годности моторного масла конкретной марки легко прямо на этикетке, где присутствует соответствующая информация и маркировка. Стандартно производители устанавливают период пригодности в пять лет. Исчисление гарантийного срока начинается сразу после вскрытия, когда упаковка была разгерметизирована.
На пригодность продукта влияют условия хранения, так что в магазине придется уделить внимание и этим аспектам. Обычно нужная владельцу маркировка находится на задней части канистры, прописывается на крышке или на дне. Если потереть надпись, она не должна поблекнуть или вытереться. Отсутствие информации или же возможность быстро ее уничтожить подсказывает, что продукт фальсифицирован, а значит, запросто может повредить автомобилю.

Отдельные компании зашифровывают дату производства прямо в серийный номер, такие нюансы тоже нужно учитывать, осматривая упаковку.

В двигателе все типы смазочных материалов сохраняют характеристики в течение шести месяцев или года. Исключение – смазки для дизеля. Находясь внутри двигателя, моторное масло входит в контакт с элементами и узлами, окружающей средой, потому в составе намечаются изменения и проходят определенные реакции. Даже если автомобиль год стоял в гараже, масло потребует замены.

В техническом регламенте указываются стандартные сроки замены, и обычно каждые десять-двенадцать тысяч километров следует посещать СТО, чтобы поменять расходные материалы, так как смазка начинает утрачивать изначальные характеристики.

Минерального

Для получения минеральных масел нефть перегоняется и проходит дистилляцию. Классификация таких смазок выглядит следующим образом:

  • парафиновые;
  • ароматические;
  • нафтеновые.

Смазочные материалы рекомендуются для машин, сошедших с конвейера более десяти лет назад. Не подходят для авто эксплуатирующегося зимой . Хранится продукт не более трех лет.

Полусинтетического

В процессе изготовления минеральная основа сочетается с синтетической как в пропорции один к одному, так и в других вариантах. Получается смазочный состав, близкий по характеристикам к более дорогому синтетическому. Сроки годности устанавливаются аналогичные – от трех до пяти лет. Рекомендуются для машин, отличающихся пробегом от ста до пятисот тысяч километров.

Синтетического

Срок хранения моторного масла, полученного вследствие химической реакции и более устойчивого к высоким температурам, составляет не более пяти лет. Такие продукты рекомендуют для транспортных средств, эксплуатирующихся в условиях повышенной нагрузки, так как они практически не меняют свойств.

Дизельное

Смазочные материалы для дизельных двигателей отличаются меньшим сроком годности, так как в них быстрее протекают химические процессы, что приводит к утрате свойств. В силовом агрегате срок не превышает полугода, в закрытой емкости – до трех лет.

Определение качества масла


Проверка моторного масла методом «Масляного пятна»

Для того, чтобы приобрести качественный товар следует обратить внимание на следующие свойства:

  • отсутствие осадка, вне зависимости от того, в открытом или закрытом виде хранится автомобильное масло. Некоторые производители предполагают наличие осадочных присадок, но они должны присутствовать в минимальном количестве;
  • однородность автомобильного масла. Жидкость должна иметь однообразную консистенцию и плотность. Данные характеристики хорошо просматриваются при переливании из канистры в другой сосуд;
  • исключение расслаивания масла, пузырей и изменения цвета. Данные факторы указывают на непригодность автомасла.

В некоторых случаях вышеописанные факторы не являются признаком непригодности моторного масла. Изменение цвета или других характеристик может быть вызвано химической реакцией при соединении веществ состава канистры и смазки.

Специфический запах также может свидетельствовать о некачественной таре хранения масла, поэтому в этом случае рекомендовано поменять ёмкость из более безопасных материалов.

Важно! Для определения качества моторного масла водители могут приобрести в специализированных магазинах специальные индикаторы, которые показывают уровень пригодности смазки.

Масла с присадками могут храниться только на протяжении указанного срока годности, так как при более длительном использовании формируется осадок из тяжёлых веществ, которые могут негативно повлиять на работу автомобиля.

Правила хранения моторного масла


Продолжительность сохранения изначальных свойств зависит от ряда факторов. Определив срок годности моторного масла в канистре по этикетке, автолюбитель должен создать благоприятные условия для хранения продукта. Правила, которыми следует руководствоваться, выглядят следующим образом:

  • наибольшая сохранность смазочного состава — в заводской упаковке, которая остается герметичной, а значит, не допускает влагу или кислород, приводящие к окислительным процессам;
  • вдали от солнечного света, способного провоцировать выпадение осадка и появление взвеси;
  • в вентилируемом помещении при температуре от двадцати до двадцати пяти градусов, резкие колебания недопустимы. Максимальная температура, которая не повлияет на качество продукта, если тот не пробудет в ней долго, равна 40°С, минимальная не должна опускаться ниже 18°С;
  • в помещении необходимо поддерживать умеренную влажность;
  • канистру нельзя взбалтывать и встряхивать – вибрации провоцируют разделение на фракции.

Во вскрытой упаковке срок годности с пяти лет понижается до двух-трех.

Необходимо помнить и о таком нюансе – чем больше присадок включается в смазку, тем выше вероятность, что они вступят в химические реакции, так что у подобных продуктов сроки годности оказываются несколько ниже.

В чем можно хранить моторное масло

Срок годности моторного масла в двигателе не превышает года, при интенсивном использовании шести месяцев. Для дизельных моторов период сокращается до трех-шести месяцев.

В гараже моторное масло хранится исключительно в заводской упаковке или в специальных канистрах и при условии постоянной температуры. Пластиковые прозрачные бутылки для этого не подходят, так как их прозрачные стенки не защищают от интенсивного солнечного света.

Канистры желательно выбирать пластиковые, так как железные стенки могут спровоцировать выпадение осадка. После заводской тары это оптимальный вариант сохранения.

Можно ли хранить моторное масло на собственном балконе: категорически нельзя. Смена сезонов приведет к потере характеристик, так что останется только выбросить испорченный продукт.

Как узнать срок хранения автомасла

Помимо характеристик, классификации, основы, производители указывают сроки хранения автомобильного масла на этикетке. Обычно дата изготовления напечатана черной несмываемой краской сбоку канистры.

Так как сроки хранения смазок достаточно велики, 3 – 5 лет. Производители на этикетке иногда явно не пишут дату изготовления. Ее можно узнать, прочитав серийный номер.

Например, разберем серийный номер H6C2584. После буквы «Н» идет цифра 6. Это говорит о том, что дата изготовления этого автомасла – 2016 год. Чтобы определить какой срок годности у данного моторного масла нужно от настоящего года вычитать 2021, получается количество лет, в течение которых масло хранится. Например, 2021 – 2021 = 1. Значит, оно свежее, может храниться еще 2 года. Конечно, в правильно организованных условиях.

Минеральное моторное масло за 2 – 3 года может прийти полностью в негодность. Поэтому открывая новую канистру, лишний раз стоит убедиться в качестве. Провести визуальный контроль.

Можно ли хранить моторное масло на морозе

Недопустимо хранение смазочных материалов при низких температурах. Заводская упаковка не защищает от пагубного воздействия холода, масло утрачивает свойства, а присутствующие присадки распадаются, образуя осадок или взвесь.

Особенно чувствительны к резким похолоданиям масла, которые рассчитаны на использование летом. Зимние и всесезонные переносят подобное с меньшими потерями.

Даже кратковременное замерзание моторного масла приведет к утрате им заявленных изначально характеристик.

Правила хранения

Хранить масло необходимо только в помещениях с положительной температурой воздуха, не превышающей +20°C.

Заморозка машинного масла почти всегда ведет к его порче, хотя в первую очередь это относится к летнему маслу.

Зимнее и всесезонное приспособлено к работе при крайне низких температурах (до -43°C), так что заморозить его проблематично.

Не допускается воздействие на канистры с продукцией солнечного света и источников высоких температур.

Также важным является и сохранение герметичности емкости — открытая канистра с моторным маслом хранится вдвое меньше, чем нераспечатанная тара.

Может приводить к более быстрой порче продукции наличие в моторном масле большого количества присадок:

  1. моющих;
  2. антикоррозийных;
  3. противопенных и др.

Что делать с маслом по истечении срока

Если только что приобретенный продукт оказался просроченным, то автовладелец может вернуть покупку обратно в магазин. Также допустимо оформить жалобу в Роспотребнадзор, так как подобное – прямое нарушение закона «О защите прав потребителей».

Без объяснения причин вернуть некачественный товар возможно в течение двух недель с момента сделки.

Если же речь о хранившемся в гараже, то смазочный состав применять уже не получится. Когда срок годности вышел, такую смазку необходимо утилизировать. Отработанные технические жидкости опасны для окружающей среды, потому для предприятий и организаций предусматривается передача их на обезвреживание. В России сегодня частные автовладельцы не могут воспользоваться подобными услугами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]