Возможные неисправности тормозной системы автомобиля

Основные вероятные неисправности тормозной системы автомобиля, способы их устранения. Видео о диагностике тормозной системы.


Нет необходимости рассказывать подробно о значении тормозной системы для безопасности водителя. Все и так осознают, какую роль тормоза играют в движении на автомобильных трассах. Они не только могут сохранить жизни людей в случае возникновения аварийной ситуации, но и позволяют совершать маневры, замедлять и ускорять движение, когда это нужно.

Исправность тормозной системы всегда должна находиться в приоритете у водителя. За ней нужно следить и обращать внимание на самые незначительные тревожные звоночки, свидетельствующие о неполадках.

Если тормоза отказали в пути


Садиться за руль автомобиля с неисправной тормозной системой ни в коем случае нельзя. Это напрямую запрещают ПДД, то же самое подсказывает простой здравый смысл. Никто не захочет попасть в ситуацию, когда неожиданно автомобиль окажется неуправляемым. Если у вас в пути с тормозами произошло что-то «не то», и вы это почувствовали, соблюдайте нижеследующий порядок действий.

Немедленно включайте аварийную сигнализацию, чтобы предупредить других водителей о том, что дорога может стать небезопасной. Постарайтесь съехать на менее загруженную дорогу, где меньше препятствий и машин. Попробуйте резко затормозить педалью несколько раз – возможно, если поврежден один из контуров, то сработает другой. Если работа тормозов восстановилась, не обольщайтесь временным успехом и немедленно направляйтесь в автосервис для проверки и восстановления работоспособности тормозной системы.

Попробуйте замедлить скорость. «Механика» дает возможность использовать коробку передач, переключая передачи, если у вас «автомат» – перейдите на ручной режим и попробуйте затормозить аналогично МКПП. Используйте плавное движение ручника. На крайний случай задействуйте «контактное торможение», прижавшись к отбойнику, бордюру. Вызывайте эвакуатор, если все прошло благополучно.

Диагностируем неисправности тормозов

Исправить что-то в тормозной системе вряд ли получится самостоятельно – это должны сделать работники автосервиса. Но знать, что происходит, с чем могут быть связаны неполадки, всегда полезно. Вы сможете ориентироваться и реагировать на первые признаки неполадок в тормозной системе, чтобы вовремя отправить машину в ремонт и не рисковать собственной жизнью и своих пассажиров. Приводим самые распространенные неполадки, а также признаки, по которым можно определить самому, исправны тормоза или с ними происходит неладное.

Педаль начинает «ходить» свободно


Это явный признак того, что в тормозной системе присутствует воздух. Нажав, вы ощущаете потерю сопротивления у педали тормоза – она становится податливой. Кроме этого проявления, вы заметите, что тормозной путь начал увеличиваться. Это может произойти по причине попавших в систему воздушных частиц или кардинального изнашивания тормозных колодок или разбухших тормозных шлангов.

Разбиты диски – один или несколько, отказал «автомат», который поддерживает зазоры в барабанных тормозах. Устранение – прокачать тормоза, чтобы воздух вышел. Тормозному цилиндру потребуется ремонт.

Педаль, наоборот, становится жесткой

Вы ощущаете меньшую податливость, надавливая на педаль, она идет с большим трудом. Автомобиль начинает заходить вбок, теряется курсовая устойчивость. В чем тут может быть проблема?

Первое – цилиндры суппорта заклинило в отказавшем контуре системы. Заноса нет, а только требуется больше усилий для нажима педали тормоза – значит, вина лежит на вакуумном усилителе тормоза, возможно, повредился вакуумный шланг.

Вариант – замаслившиеся колодки, сильно загрязнившиеся барабаны и диски. Тяжелый ход педали ощутим, если тормозные колодки пришли в полную негодность. Диски могут покрываться коркой льда или соли зимой. Еще одной причиной могут стать накладки, разрушительная коррозия дисков.

Устранить неполадки поможет замена вакуумного усилителя, поставить новые колодки. Шланги поменять, подтянув крепления.

Зажегся индикатор, указывающий на неисправность тормозов


Вы глянули на панель и видите, что горит индикатор. Это может быть сигналом того, что количество тормозной жидкости упало до критического уровня. Возможно, это датчики тормозных колодок подают сигнал о том, что сильно изношены.

Если причиной светового сигнала индикатора стало понижение рабочей жидкости, то срочно проверьте, нет ли утечки. Для устранения этой проблемы нужно проверить герметичность. Если колесные цилиндры пропускают жидкость и утечка из-за них, то их нужно заменить. Промойте колодки и прокачайте тормоза. Изношенные колодки поменяйте, то же сделайте в отношении шлангов и трубопроводов, если «виновны» в утечке они.

Не срабатывает стояночный тормоз

Ручник затянут, но автомобиль не желает останавливаться, возможная причина – в замасленных тормозных колодках, или в оболочках заклинило тросы. Поводом для неполадки могло стать сильное загрязнение дисков и барабанов.

Сильная изношенность колодок тоже может привести к такому результату. В случае, когда наоборот, стояночный тормоз удерживает и не хочет отпустить авто, причина может быть в примерзании колодок, или ржавчина накрепко скрепила их и тормозные барабаны. Исправление – очистка деталей, замена сильно изношенных.

Не срабатывает ABS


Если выходит из строя любой элемент АБС, то вся тормозная система отключится, и загорится значок на панели, означающий неисправность. Хотя система антиблокировки выходит из строя, все же торможение останется нормальным. Блокировка колес произойдет, если машина попадет на скользкий участок дороги, что может привести к потере курсовой устойчивости. Причина и устранение неполадок в антиблокировочной системе находится в сфере компетенции специализированных автосервисов.

Автомобиль ведет в сторону

При торможении машина уходит вбок – это может означать, что заклинились поршни в цилиндрах какого-то из контуров. Колесо может притормаживать из-за того, что ослаблены болты крепления на колодках, ведущих к поворотному кулаку. Или колодки замаслены, там скопилась тормозная жидкость, наледь, корка солей, просто влага.

Если откажет в работе контур системы, это тоже может оказаться причиной заноса машины. Или, если разбит тормозной диск, вышел из строя ступичный подшипник. Исправление – выравнивание давления в шинах, замена стертых колодок и других изношенных деталей, устранение течи из тормозных механизмов или цилиндров, регулирование давления.

Торможение сопровождается тряской, ощущается вибрация


Тряске и сильной вибрации во время торможения подвержены автомобили с большим пробегом и стажем эксплуатации. В чем причина подобного состояния?

Это может оказаться следствием разбитой ступицы колеса, а также диска с подшипниками. Тормозные барабаны из-за износа стали овальными, заклинило суппорты и цилиндры. Тряска и вибрация могут быть по причине отслаивания фрикционных накладок, ослабления или обрыва пружины стягивания барабанных тормозов.

Исправление – заменить колодки на новые, почистить или поменять накладки и диски.

Тормоза перегреваются

Вы почувствуете запах гари, что и укажет на данную проблему тормозной системы. Педаль начинает двигаться свободно и становится мягкой, а тормозной путь автомобиля увеличивается. По какой причине происходит перегрев тормозов?

Одна из причин – слишком активная эксплуатаци автмомобиля, когда водитель часто стартует и тормозит. К перегреву может привести и то, что вы затянули стояночный тормоз и забыли об этом. Подклинивание цилиндров и суппортов также является возможной причиной перегрева тормозов. Исправление – поменять перегретые диски, которые могут замедлить торможение.

Диски и барабаны сильно изношены


Если эти детали будут очень изношенными, это отразится на торможении. Причем, на педаль приходится жать все сильнее, а приборная панель просигнализирует индикатором, что тормоза неисправны.

Причины – в том, что автомобиль давно колесит по трассам, успев накопить естественную «усталость», а диски с барабанами от длительной нагрузки постепенно стали полностью непригодными.

Другая причина – владелец при езде не утруждает себя использованием промежуточного положения педалей, давя и отпуская на все сто процентов. Цилиндры и суппорты могут заклинить, что ведет к износу. Исправление – замена тех деталей, которые уже не подлежат ремонту.

Торможение сопровождается непонятными звуками

Если вы при движении и торможении слышите различные неприятные звуки – визжащие, свистящие или скрежет и хруст, то налицо какие-то неисправности. Их издает тормозной диск, входящий в соприкосновение с фрикционным материалом. Это происходит, если тормозная колодка сильно изношена, проржавела или отслоилась от основания.

Скопившаяся грязь на колодках, некачественное закрепление в суппорте и перегрев тоже могут стать причиной неестественных звуков. Исправление – очищение или замена тормозных колодок, проточка с возможной заменой тормозных дисков.

Колеса растормаживаются не полностью


Вы можете ощутить эту неисправность, когда педаль тормоза обретает тугой ход и требует больше усилий для нажима. Вызвать проблему может плохо отрегулированный при замене вакуумный усилитель, а также разбухание гидравлической манжеты. Проржавевший поршень, возможно, клинит, или произошел разрыв пружины ГТЦ.

Исправление – отрегулировать вакуумный усилитель, поменять разбухшие манжеты, отшлифовать или поменять на новый поршень и пружину.

Колесо притормаживает, когда вы отпустили педаль тормоза

Это может происходить, если заклинивает поршень цилиндра из-за разбухания тормозных манжет. Неправильная работа возникает при деформировании тормозной трубки, при загрязнении колодок, если отслоились накладки. Неполадка может возникнуть, когда ослаблена или поломана пружина, стягивающая колодки, пережат стояночный тормоз, возможно, заклинило тормозной трос. Исправление – очищение или замена старых негодных деталей.

Ремонт тормозной системы

Перед тем, как приняться за ремонт тормозной системы, зафиксируйте автомобиль в одном положение. В случае неэффективности торможения, можно сделать заключение, что где-то есть утечка тормозной жидкости из цилиндров колес задних или передних тормозов. Чтобы устранить эту неполадку, нужно заменить неисправные части цилиндров. После этого тщательно промыть и высушить барабаны и колодки, а также прокачать систему гидропривода.

Когда педаль тормоза проваливается, это признак того что, тормозная система завоздушена. Воздух из гидропривода необходимо удалить, после чего нужно восстановить уровень тормозной жидкости в бачках. Перед тем как приступать к удалению воздуха, нужно проверить, какой уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. В случае если уровень ниже допустимого, необходимо его восстановить. После этого снимите защитный колпачок с выпускного воздушного клапана, который обычно находится на рабочем цилиндре заднего правого колеса автомобиля. Затем один конец резинового шланга наденьте на штуцер клапана, а другой опустите в стеклянную емкость с тормозной жидкостью.

Выжмите несколько раз педаль тормоза, затем удерживая ее, на несколько оборотов отверните штуцер. Проделав это, снова поработайте педалью тормоза и задержите ее. Теперь можете постепенно отпустить педаль. Такое прокачивание системы гидропривода необходимо выполнять до тех пор, пока в посуду с тормозной жидкостью не прекратят выходить воздушные пузырьки. После того, как в системе совсем не останется воздуха, удерживая педаль тормоза, заверните до конца штуцер. Проделав все вышеуказанное, педаль можно отпустить, а шланг отсоединить и установить на место защитный колпачок.

Случается, что причиной плохой работы тормозов является замасленность тормозных накладок, при этом автомобиль, при торможении, как бы начинает слегка заносить, сопровождается это характерным скрипом тормозов. В таком случае нужно их промыть теплой водой с применением моющего средства, после «купания» тщательно просушить. После того, как тормозные накладки высохли, желательно произвести их шлифовку, а также удалить абразивную пыль.

Если вы слышите равномерный шум во время движения машины, который исчезает при торможении, это может означать, что тормозные колодки стерлись. В таком случае, вам следует в срочном прядке произвести их замену, в противном случае вы рискуете испортить сам тормозной диск. Для этого зафиксируйте свой автомобиль в удобном устойчивом положении и начинайте демонтаж колеса. Поверните рулевое колесо максимально вправо, это позволит вам легче добраться до тормозных колодок.

Заранее снимите из скоб, на передних стойках, тормозные шланги. Дальше, при помощи «газового» ключа утопите тормозной поршень суппорта. Выполняя работу, обращайте внимание на то, чтобы не поднимался уровень тормозной жидкости. Затем отведите тормозной шланг в сторону и открутите болты, а также аккуратно отогните тормозную скобу. После этого установите новые колодки, закрепите болты и установите все детали на свои места.

При тугом ходе тормозной педали, можно сделать заключение, что из строя вышел вакуумный усилитель, либо в местах соединения штуцера с трубопроводом двигателя нарушена герметичность. Для этого вам потребуется заменить неисправные детали вакуумного усилителя. А для восстановления герметичности, обработайте места соединения при помощи специального состава или пасты.

Если у вас вдруг случилось самопроизвольное торможение автомобиля, то у вас вероятнее всего неисправен суппорт или его положение нарушено. Если у вас первый вариант, то вам предстоит заменить суппорт на новый, что касается второго — то здесь можно обойтись всего лишь подтяжкой болтов крепления. В случае попадания в тормозную жидкость бензина, уплотнители главного тормозного цилиндра разбухают, это тоже одна из возможных причин притормаживания колес. «Лечится» это серьезной промывкой системы тормозной жидкостью, после этого, вышедшие из строя детали, нужно заменить и произвести прокачивание системы гидропривода.

Нередко причиной неисправности тормозной системы становятся, пришедшие в негодность, тормозные шланги. Причиной этому могут быть различные механические повреждения. Если шланг поврежден, в нем происходит увеличение давления, следовательно, его нужно немедленно заменить. Не слушайте тех, кто вам посоветует соорудить какой-нибудь хитромудрый бандаж или изоляцию, это может привести к более серьезным последствиям. Если шланг в порядке, но повреждена резьба соединения, вам придется заменить узел или же всю тормозную трубку. И ни в коем случае не вздумайте воспользоваться герметиком или изолентой, поверьте, ничего хорошего из этого не выйдет.

Следите за состоянием тормозной системы своего автомобиля, производите своевременную диагностику, замену необходимых элементов, и вы гарантированно избежите неприятных ситуаций на дороге, а также обезопасите себя и других участников дорожного движения. В случае выхода из строя обязательно выполните ремонт переднего либо заднего тормозного суппорта

Чтобы тормоза всегда были в порядке


Неисправности тормозной системы бывают по двум причинам: первая – естественный износ деталей, вторая – по вине владельца, который не проводит обслуживание тормозной системы своевременно, в полной мере и на должном уровне.

Чтобы тормоза всегда были в порядке, следует ответственно относиться к профилактике. Во время любой поездки надо контролировать индикаторы неисправности, следить за тем, как ведет себя автомобиль. Не забывать смотреть на шкалу бачка и отслеживать, сколько осталось тормозной жидкости, доливать ее, менять своевременно. Осматривать тормозную систему для проверки, не утекает ли где-то рабочая жидкость. Проверять, не обнаружатся ли повреждения или перегрев.

Время от времени нужен замер остаточной толщины накладок тормозных колодок и дисков. Необходимо проводить профилактику, регулярно чистить и смазывать компоненты тормозной системы, а также проводить иногда диагностику на стендах.

Диагностика неисправностей тормозной системы

На неисправность тормозной системы указывает: наличие посторонних шумов, скрип тормозов, заедание, подтекание тормозной жидкости, проваливание, западание и легкий ход тормозной педали, а также увеличение тормозного пути. Зачастую, эти неполадки тормозной системы случаются из-за нарушения герметичности некоторых элементов тормозной системы, дефицит тормозной жидкости или несвоевременная ее замена, а также серьезный износ тормозных колодок.

Если вы заметили хоть какой-то из этих признаков, настоятельно рекомендую произвести полную диагностику тормозов. Прежде всего, убедитесь в герметичности всех имеющихся соединений, которые идут от впускного коллектора. Затем, нажав на педаль тормоза при работающем двигателе, проверьте вакуумный усилитель. Также проверьте, чтобы все индикаторы приборной панели были исправны. Проведите проверку герметичности пневмопривода с неработающим двигателем. Места больших утечек воздуха довольно легко определить на слух, а маленькие места принято выявлять при помощи мыльного раствора, которым обрабатывают соединения трубопроводов.

Как проверить тормозную систему, не заезжая на СТО


Полезно самостоятельно оценить состояние тормозной системы, чтобы иметь представление о том, нуждается ли автомобиль в более детальной диагностике на СТО. Найдите дорогу, где нет движения, и приступайте к тесту. Разгонитесь до 15 км/час, после чего резким нажатием на педаль затормозите, пока автомобиль не остановится полностью. Возможно, вас занесет.

Теперь вам нужно выйти и рассмотреть свой тормозной след. Если след от шин будет четким и черным, то налицо неисправность. Четкий след одного колеса – причина для еще большей тревоги, свидетельство того, что вам не избежать посещения автосервиса для ремонта. А вот если колеса оставили нечеткие следы одинаковой длины, то с тормозами все благополучно. Если антиблокировочная система автомобиля нормально работает, то след шин будет практически незаметным.

Видео о диагностике тормозной системы:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]