Слякотная погода в межсезонье, появление щелей в стыках между деталями, некачественная химчистка, пролитые жидкости становятся причиной появления нежелательной влаги в салоне автомобиля. Последствия: запотевшие окна и лужи под ногами – меньшее из зол, а вот неприятный запах плесени и коррозия кузова – уже более серьёзная проблема. Способы борьбы с влагой зависят от масштаба бедствия и источника проблем. Среди них есть и легко реализуемые в бытовых условиях, а для выполнения некоторых нужно обращаться к специалистам.
Статья по теме Автомобильный кондиционер: как продлить жизнь и избежать проблем
Общий совет для всех автовладельцев, чей автомобиль содержит внутри воду или другую жидкость, не предусмотренную изготовителем, – загнать машину в тёплое сухое помещение и оставить её там на несколько дней с открытыми дверьми и багажником. Если время года и погода позволяют, то можно просто оставить автомобиль на солнце. В таком случае нужно вынуть коврики, снять чехлы с сидений и открыть окна. Однако такие возможности есть далеко не у многих.
Повышенная влажность из-за погоды
Если в машину часто садились люди в мокрой одежде, погрузка осуществлялась в дождь или в салон попал снег, то через некоторое время влага начнёт испаряться и оседать на стёклах, ухудшая видимость. С небольшим количеством влаги в салоне можно избавиться самостоятельно и без больших затрат.
Подсушить салон можно с помощью климатических систем автомобиля. Когда машина прогреется, нужно включить печку или кондиционер (если у него есть соответствующий режим работы) на максимальное тепло и дать им поработать в таком режиме некоторое время. Если есть обогрев сидений, то его также можно активировать. В сырую погоду нужно исключить забор внешнего воздуха. Иногда сушка занимает несколько минут, иногда может потребоваться и больше часа. При нагреве влага будет испаряться и оседать на стёклах. Если её собрать сухой салфеткой, процесс ускорится.
Собрать лишнюю влагу можно с помощью двух бумажных упаковок соли. Просушив пачку на батарее или в духовке, её нужно просто положить в салон. После каждой поездки упаковки меняются, пока соль не будет впитывать в себя воду.
Статья по теме
12 советов о том, как продлить срок жизни автомобиля
Факторы, вызывающие повышенную влажность в салоне
Неблагоприятные погодные условия
Вследствие дождя или других осадков в салоне могут находиться пассажиры в сырой верхней одежде и обуви. Жидкость попавшая таким путем обычно устраняется включением климатических систем. При этом нужно заблокировать доступ воздуха из внешней среды (если машина оснащена кондиционером, то нужно включить режим рециркуляции) и периодически менять температурные режимы, регулируя температуру в контрастных значениях. При таких процедурах избыточная влага может выпасть в виде осадка на ветровом стекле. Стекло нужно обработать салфеткой из микрофибры для удаления остатков жидкости.
Вода в салоне автомобиля после дождя может оставаться на салонных резиновых ковриках. Чтобы просушить салон автомобиля под ковриками, лучше заблаговременно постелить пропиточный слой (можно использовать ветошь или старые газеты). Главное, не забывать вовремя удалять его из салона.
Качество сборки автомобиля
Как правило, это проблема характерна для бюджетных автомобилей. Некачественная подгонка элементов кузова или деталей уплотнения образует зазоры, через которые влага проникает в салон. Проблему с герметизацией кузова исправляют заменой уплотнительных слоев или нанесением герметизирующей пасты.
Подтопление транспортного средства
Как правило, это нештатная ситуация — машина проваливается в глубокую промоину или преодолевает водные преграды. В случае затопления ТС необходимо оперативное принятие решений. Возникает вопрос — как высушить салон автомобиля от воды в описанной ситуации? Сначала нужно откупорить заглушки водослива, которыми оснащено любое авто. После того как жидкость будет слита, необходимо демонтировать все элементы салона, которые впитали воду (включая обивку, а порой даже кресла целиком).
Если промедлить или проигнорировать эти процедуры, то обивка салона и кресел может начать гнить, в салоне появится неприятный запах, будут появляться очаги плесени.
Посещение автомойки
Вода в салоне может остаться после некачественно проведённой химчистки салона. Пол автомобиля и подушки сидений необходимо застелить впитывающим материалом. Впитывающий слой лучше придавить тяжелыми предметами, дабы ускорить процесс выведения влаги. Затем можно использовать портативные обогреватели или тепловые пушки для прогрева салона сухим воздухом. После прогрева нужно заново перестелить впитывающий слой, чтобы убедиться, что влага удалена. Обязательно нужно обработать нижний сегмент спинок сидений, потому что там концентрируется основной объем влаги.
Остатки влаги после химчистки
Более интенсивную влажность нужно уже убирать с помощью полотенец или впитывающих простынок. Когда машину плохо просушили после чистки, то есть шанс извлечь влагу до того, как она впиталась в более глубокие слои поролона. Нужно просто положить хорошо впитывающий материал и прижать его. Для самих сидений подойдут плоские тяжёлые предметы, например, на целлофан можно положить ящик с инструментами или несколько томов энциклопедии. Спинки важнее обработать в нижней части, поскольку влага постепенно стекает туда. Можно просто сесть на «мокрое» место, сделав из себя оптимальный пресс.
Для точечной и более быстрой просушки можно использовать обогреватели типа «ветерок» или «доброе тепло», работающие от прикуривателя. Первые представляют собой что-то среднее между феном и вентилятором, и обычно являются помощниками при слабых печках. Тёплый поток воздуха нужно направить на влажное место. Второе – это панели с встроенной нагревающейся проволокой, которые нужно положить или прислонить к сиденью. Если этот прибор сам обладает впитывающей поверхностью, то нужно не забыть, потом высушить и его.
Для сушки коврового покрытия на полу можно использовать моющий пылесос в режиме втягивания. Результатом его использования не будут идеально сухие поверхности, но он заметно сокращает объём лишней влаги.
Что делать, если влаги немного
Первым делом следует промокнуть пятно любым впитывающим материалом и менять его по мере намокания. Подойдут как сухие тряпки и газеты, так и одноразовые детские пеленки.
Еще один вариант – использование адсорбентов, например, силикагеля или обычной соли. Правда, в этом случае потребуется еще мощный пылесос, чтобы собрать рассыпанное по полу вещество после того, как оно поглотит влагу.
Некоторые автолюбители для поглощения влаги из салона автомобиля используют также старые книги или рулоны туалетной бумаги, которые раскладываются на мокрой поверхности. По словам бывалых, такой способ высушивает пол за сутки в любую погоду, если менять набухшую бумагу оперативно.
Если луж на полу под ковриками нет, просушка не займет много времени. Проще всего справиться с проблемой летом в сухую погоду: вытащите ковры и оставьте машину под солнцем с открытыми окнами и дверьми. Настраивайтесь на то, что на процедуру уйдет как минимум несколько часов.
Зимой или в дождь свежий воздух и солнце, конечно, уже не помогут. Наиболее эффективно можно высушить пол салона при помощи тепловой пушки, а если влажное пятно небольшое, можно использовать фен (лучше профессиональный, которым пользуются парикмахеры, поскольку бытовым нельзя сушить долго без перерыва) или же систему климат-контроля автомобиля.
Лужи на полу
В снег или в дождливую погоду вода с грязью заносятся в салон на обуви. Если не отряхивать лишнее перед посадкой, постучав ногами друг о друга, то в какой-то момент жидкость может просочиться под коврик через фиксирующее отверстия или в области замятого края. Чтобы уменьшить последствия, нужно под ноги положить газет или впитывающие простынки, или специальные коврики. Главное в этом методе не забывать периодически выбрасывать пропитанные материалы. Если на улице мороз, то лучше это сделать, пока салон тёплый. В противном случае примёрзшие газеты или простынки рвутся, и очистка от них превращается в отдельную проблему.
Фото: www.globallookpress.com
Щели между деталями кузова
Если обивка пола, стойки или полки под стёклами становятся мокрыми при любом дожде или снеге, значит, где-то нарушена герметизация салона. Чаще всего текут места соединения деталей из-за устаревших уплотнителей или некачественной сборки после кузовного ремонта. «Лечить» эту проблему можно переборкой, заменой изношенных деталей или с помощью герметика. А бороться с последствиями, которые обычно не очень значительны, но неприятны, можно вышеуказанными способами.
Статья по теме
5 важных советов по движению на автомобиле во время и после сильного дождя
Глобальное погружение
Ситуации, в которых автомобиль «хлебнул» воды, могут быть совершенно различны: от преодоления глубокой лужи до пробитой фляги. Для начала нужно слить остатки воды. Для этого требуется открыть предусмотренные в каждом автомобиле сливные отверстия (их расположение нужно посмотреть в инструкции) или вычерпать жидкость. Если вода контактировала с салоном долго, что велика вероятность того, что она впиталась в глубокие слои обивки салона – шумо- и теплоизоляцию. Это пористые материалы, которые отлично впитывают влагу и не спешат её отдавать. Самое верное решение – разобрать обивку салона и просушить все слои. Процесс этот не слишком сложный, но трудоёмкий, требует внимания, свободного времени и места, в котором можно разложить снятые материалы. При этом велика вероятность того, что удастся избежать появления неприятного запаха и очагов плесени.
9) Правильная настройка вентиляции салона
К нашему сожалению не все еще водители знают, как надлежит пользоваться климатической установкой в своей (в их) машине. А в конечном итоге получается, что многие из водителей совсем неправильно настраивают нужную температуру в салоне и неэффективным образом устанавливают обдув стекол в машине. Поэтому и получается, что с включенным кондиционером стекла автомашины начинают сильно покрываться влагой и запотевают.
Для того, чтобы этого не произошло и не настраивать климатическую установку на автомобиле методом простого «тыка», лучше заранее и внимательно изучить руководство по эксплуатации к автомобилю, где автопроизводитель подробно рассказывает своему потребителю, как правильно нужно настраивать температуру и обдув воздуха в салоне машины при различных погодных условиях.
Еще один совет автомобилистам. Чтобы быстро убрать влагу с автостекол, включите ваш режим обдува стекол на самую полную мощность и установите на нем самую большую температуру.
Запотевшие окна машины в этом случае быстро станут прозрачными. Если же вы хотите, чтобы лобовое стекло автомобиля стало прозрачным еще быстрее, то в этом случае закройте просто центральные сопла вентиляции в салоне машины совсем, направив тем самым поступающий воздух только на лобовое стекло. Мы думаем, что у вас (автомобилистов) все получится.
Общие советы
При любом масштабе бедствия во время борьбы с повышенной влажностью лучше всё лишнее убирать из салона и багажника. Коврики, чехлы, детские сиденья, да и просто тряпки лучше отнести домой. В тёплом помещении они быстрее высохнут, а также не будут препятствовать высыханию салона автомобиля.
После активной борьбы с водой нужно проверить салонный фильтр и фильтр кондиционера. Если они просто влажные, то высушить в домашних условиях. Если они к тому же и с заметными загрязнениями – поменять. Салонный фильтр чаще всего находится за бардачком, т.е. чтобы его поменять, необходимо снять бардачок.
Если в автомобиле часто потеют окна, то заканчивая поездку нужно подержать дверь пару минут открытой, чтобы тёплый воздух с влагой «ушёл» из салона. Но в сырую погоду это время лучше ограничить, или не использовать приём вообще.
Статья по теме
Автомобили-утопленники: как распознать и что чинить
Не держите в салоне мокрые вещи. Если нет другой возможности перевезти их, то попробуйте герметично запаковать их в целлофан. Если это тряпка, которая часто используется для протирки стёкол автомобиля и т.п., то её можно класть под капот. Главное следить, чтобы она была прижата и не попала в движущиеся детали.
Что можно сделать самостоятельно?
Первое, о чем может подумать немалая часть автомобилистов – поиск способов собственноручного устранения неудобств. Реализовать это можно даже без применения дорогостоящих узкоспециализированных химикатов и обращения к автомастерам. Разумеется, результативность описанных ниже методик не всегда находится на высоком уровне, но в качестве первой помощи каждый из них по-своему удобен.
Отапливаемый гараж
При ограниченном бюджете – идеальный вариант. Достаточно припарковать собственный транспорт в боксе, демонтировать сиденья и коврики, после чего включить отопление. Естественно, не все гаражи оснащены центральными или автономными отопительными системами. Заменить их можно несколькими домашними нагревательными ИК-лампами или строительными тепловыми пушками. Оба приспособления на небольшой промежуток времени можно позаимствовать у товарищей или взять в аренду. Настоятельно рекомендуется обеспечить в помещении хороший отток теплого воздуха, иначе вместо избавления от одной надоедливой проблемы можно получить другую, более серьезную. Речь идет о плесени, которая “любит” развиваться в подобных локациях.
Советуем к прочтению: Газовые котлы АГВ для частного дома — технические характеристики
Ресурс штатной печки
Более простой и доступный способ, предусматривающий включение автомобильной системы отопления на максимальный режим. Обдув следует настроить на ноги, также рекомендуется извлечь подстилки и просушить их отдельно. Закрывать плотно окна не нужно, потому как появится вероятность возникновения трудностей, рассмотренных выше. Лучшее решение – опустить стекла на 3–5 сантиметра.
Силикагель и другие бюджетные средства
Методика не отличается высокой скоростью, что нивелируется хорошей эффективностью. В этом случае гелем понадобится обзавестись довольно существенными объемами. Приобрести его можно практически на любом строительном рынке оптом. Реализуется он, как правило, в небольших мешках и по консистенции близок к сахару. Плотно засыпать гранулами надо весь пол и подождать, пока остатки исчезнут. В дальнейшем гель без каких-либо затруднений убирается при помощи обыкновенного пылесоса.
Опытные автовладельцы советуют обратить внимание на более необычные, но дешевые вещества. Среди них:
- наполнитель для кошачьего туалета – обладает схожими с силикагелем свойствами, продается фактически в любом магазине и справляется со своей задачей не менее оперативно;
- старые газеты – достаточно вспомнить, как иногда решается неприятность, связанная с промокшей обувью. Здесь же все аналогично – размещаем толстые слои бумаги в пострадавших зонах и дожидаемся впитывания, после чего выполняем сушку печкой и проветриваем все;
- поваренная соль – максимально дешевое средство, однако во избежание неприятностей сразу же отметим, что рассыпать ее не стоит. Надо просто насыпать соль в несколько емкостей и расставить их в автосалоне на одну ночь.
Из советов в сети
- «Купить много-много силикагеля оптом, раскидать при плюсовой температуре, собрать пылесосом»;
- «Когда есть возможность (осенний/весенний день при температуре «+» или поездка на дальняк зимой), то кладу на пол под коврики гофрокартон (упаковка от крупной бытовой техники) – он впитывает влагу. Главное, потом его не забыть выкинуть, чтобы он в кашу не превратился и не примёрз»;
- «Ватин пришлось разделать на куски и засунуть в стиралку на отжим – естественным путём отжать и высушить его не представлялось возможным. Потом всё аккуратно собрала – получилось чисто и сухо»;
- «Открыть все двери и с одной стороны – пару тепловых пушек. Пусть салон продувается горячим воздухом»;
- «Ещё совет – в труднодоступных местах можно собрать влагу памперсами или, пардон, прокладками».
Советы специалистов из интернета
Автомобилисты, на собственном опыте сталкивающиеся с повышенной влажностью в салоне советуют:
- рассыпать по салону силикагель, удалив его впоследствии при помощи пылесоса;
- при слякотной погоде положите под коврики гофрированный картон;
- ватин разделите на куски и положите в стиральную машину, включив ее на режим отжима;
- в наиболее труднодоступных местах влагу можно удалить памперсами, тампонами или гигиеническими прокладками