Виды и устройство топливных фильтров
Конструкция и характеристика топливного фильтра зависят от нескольких факторов: вида топлива, для которого он предназначен, рабочего объема двигателя, типа топливной системы, конструкции автомобиля и фантазии инженера. В итоге, появилось довольно много разновидностей топливных фильтров, в которых довольно легко запутаться.
По виду топлива различают бензиновые, дизельные и газовые фильтры.
- Бензиновые предназначены для тонкой очистки примесей в бензине. Они отфильтровывают твердые частички, но не задерживают воду.
Устройство бензинового фильтра - Дизельные – самые сложные по конструкции. Помимо удаления грязи, они могут отфильтровывать воду из топлива, скапливая ее в специальном резервуаре.
Устройство дизельного фильтра - Газовые отличаются полностью запаянным корпусом.
Общий вид газовых фильтров
По размещению различают погружные и магистральные.
- Погружные, как правило, ставятся на бензиновые автомобили. Они входят в единый блок с топливным насосом и датчиком уровня.
Устройство погружного насоса с фильтром: 1 – корпус топливного фильтра тонкой очистки; 2 – крышка электробензонасоса; 3 – заглушка топливного фильтра; 4 – прокладка электробензонасоса; 5 – резиновый упор; 6 – фиксирующая шайба; 7 – фильтр грубой очистки топлива (сеточка погружная); 8 – электробензонасос; 9 — провода модуля топливного насоса.Погружной насос с фильтром всборе
- Магистральные могут устанавливаться в любой точке топливной магистрали, от бака до ТНВД, карбюратора или инжектора.
Устройство выносного топливного фильтра для инжекторных двигателей
По типу бензинового двигателя.
- Для карбюраторных автомобилей – малопроизводительные, предназначенные для небольшого объема топлива.
- Для инжекторных двигателей – с большой пропускной способностью, большей степени очистки.
Также разнятся по назначению.
- Грубой очистки – это простая нейлоновая сетка, которая устанавливается на входе в топливный насос и задерживает только крупные частички загрязнений, как у погружных фильтрах.
- Тонкой очистки – это те самые одноразовые фильтры, о которых идет речь в большинстве случаев.
По конструкции делят на прямоточный, накручиваемый и разборной.
- Прямоточный имеет патрубки для соединения с топливной магистралью. Они могут находиться на противоположных сторонах корпуса или на одной.
- Накручиваемый по своей конструкции очень похож на масляный фильтр: он подсоединяется к топливной магистрали по тому же принципу. Впускное и выпускное отверстия находятся одно внутри другого, и вся эта конструкция накручивается на специальный разъем.
- Разборные – самые экономные. В них меняется только фильтрующий элемент, а корпус получается многоразовым.
Типичная схема топливного фильтра одинаковая для бензиновых и газовых двигателей.
- Корпус. Он должен быть достаточно прочным, чтобы выдерживать рабочее давление.
- Складчатый фильтрующий элемент, через который проходит топливо, забирает на себя все загрязнения.
- Патрубки для подключения и сброса лишнего топлива.
В фильтрах для дизельных двигателей немного другие требования к качеству очистки: они должны удалять из топлива воду, сернистые примеси. Поэтому фильтрующий элемент делается из материала, отличающегося от наполнителя обычных фильтров. Кроме того, в дизельных фильтрах ставится сепаратор, в котором скапливается вода. Наглядно посмотреть их принцип работы можно на видео-уроке, ниже.
Поскольку в дизтопливе всегда есть парафины, замерзающие зимой, во многих моделях автомобилей ставится подогреватель фильтра. Он предназначен для растапливания парафиновых отложений, которые загустевают на холоде и забивают фильтр.
Конструкция и принцип функционирования
В зависимости от степени качества очистки, фильтрующее оборудование возможно условно подразделить на два вида:
- Предварительный – для грубой очистки горючей смеси;
- Финишный (окончательный) – для тонкой очистки горючей смеси.
На машинах, оснащенных дизельным мотором, кроме используемых очистных частей, и из-за повышенного содержания в дизельном топливе воды, в целях ее выделения и очистки от механических фрагментов, дополнительно монтируется модульное устройство комбинированного типа – так называемый «сепаратор» (разделитель), который состоит из особого водоотделителя и топливного фильтра.
Для автомобилей с бензиновым мотором использование подобный сепараторных устройств не является актуальным, ибо работу фильтра по грубой очистке может осуществлять и топливозаборник, и очистная часть погружного насоса. Обычно, они выполнены в виде синтетических или металлических сеток.
Фильтр тонко очистной предназначен для окончательной чистки топливной смеси. Он может выполняться в виде насосного элемента, либо быть прямо интегрированным в магистраль. Для бензиновых моторов фильтры, обычно, производят в монолитном неразборном варианте – в их корпус попросту вмонтирован очистной элемент. Горючая жидкость подается в фильтр/выходит из него посредством штуцеров – впускного и выпускного, соответственно. На штуцеры изготовители иногда могут монтировать пластиковые патрубки со съемными фитингами.
Принцип функционирования фильтра заключается в следующем: пройдя сквозь элемент для грубой очистки, горючее из бака по трубопроводу поступает посредством впускного штуцера непосредственно в корпус устройства. Затем, двигаясь сквозь «штору» очистной бумажной части, смесь очищается от крупных механических фрагментов и через штуцер выпуска направляется в топливный трубопровод к двигателю.
Необходимо отметить, что очистная часть фильтра для тонкой чистки топливной смеси выполняется из той же бумаги, что установлена и в масляном фильтре. Однако, существуют устройства и с более усложненной конструкцией. К примеру, некоторые модели чистящего оборудования могут иметь целых три штуцера, один из которых считается дополнительным, а два других – основными. Дополнительный предназначается для передачи смеси обратно в бак, в случаях, когда происходит повышение давления в топливной системе. Чаще всего, вышеописанные многофункциональные устройства устанавливаются в автомобилях западноевропейского производства.
Где находится топливный фильтр?
Погружные фильтры устанавливаются внутри бензобака. Такой модуль удобен тем, что не нужно дополнительно придумывать место для установки фильтра.
Схема системы питания с погружным фильтром и выносным: 1 — топливный бак; 2 — погружной фильтр грубой очистки; 3 — топливный насос; 4 — магистраль подачи топлива; 5 — топливный фильтр тонкой очистки; 6 — регулятор давления; 7 — топливная рампа; 8 — штуцер; 9 — форсунки; 10 — магистраль слива топлива.
Если же фильтр магистральный (выносной, тонкой очистки), располагаться он может либо в подкапотном пространстве недалеко от двигателя, либо под днищем автомобиля.
Расположение выносного фильтра тонкой очистки в подкапотном пространстве
Где находится топливный фильтр и как он работает?
Топливный фильтр на большинстве моделей автомобилей расположен на топливопроводах между инжекторами и топливным насосом. В некоторых системах устанавливается два фильтра: для грубой очистки перед насосом (если он не находится в топливном баке), а для тонкой очистки — после него.
Обычно он расположен в самой высокой точке топливной системы автомобиля. Таким образом, воздух, который поступает извне, собирается и возвращается вместе с частью топлива через клапан форсунки.